О заводе
Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» - уникальный многоотраслевой машиностроительный комплекс в России.
Уралвагонзавод построен в годы первых пятилеток (1931-1936 гг.) как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металургического комплекса. 11 октября 1936 года с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны.
По объемам выпускаемой продукции, типам ее и методам производства не имел себе равных в мире. На Уралвагонзаводе в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, авто сцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. В передвоенный период головным в отрасли КБ по вагоностроению была проведена огромная работа по унификации конструкций крытого вагона, полувагона, платформы. За неполные пять лет эксплуатации завода страна получила 35400 вагонов, что было в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия страны за годы 1 и 2 пятилеток.
К началу Великой Отечественной войны завод обладал большими производственными площадями, мощными энергетической и металлургической базами. Одиннадцать предприятий страны в конце 1941 года были эвакуированы на завод. Люди, прибывшие из Харькова, Мариуполя, Бежицы, Сталинграда, Москвы и других городов Советского Союза объединились в единый коллектив Уральского танкового завода. Потребовалось лишь два с половиной месяца, чтобы организовать здесь производство средних танков Т-34, признанных военными специалистами лучшей машиной второй мировой войны. К концу 1944 года выпуск боевых машин на Уральском танковом заводе увеличился более, чем в 9 раз по сравнению с довоенным уровнем выпуска танков на Харьковском паровозостроительном заводе. Ежесуточно на фронт уходил эшелон грозных боевых машин. Такой высокой производительности в те годы не достигал ни один танковый конвейер мира. Огромных усилий потребовалось от танкостроителей, чтобы достичь таких поразительных результатов. Многим из них это стоило здоровья, а некоторым и жизни.
За годы войны Уральским танковым заводом было выпущено 35 тысяч танков. В связи с этим знаменательным событием 25 мая 1945 года газета «Правда» писала: « … Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но сделал для Родины все, что мог».
Тремя орденами отмечен трудовой подвиг коллектива УТЗ в годы Великой Отечественной войны. Конструкторский отдел – автор знаменитой «тридцатьчетверки» - в 1944 году был удостоен ордена Ленина, а ведущие конструкторы – Государственной премией СССР.
Впервые в мире на Уральском танковом заводе в 1942 году была внедрена автоматическая сварка для сваривания танковой брони. Здесь с 1941 по 1945 гг. работал Киевский институт электросварки под руководством академика В. О. Патона. Внедрение автосварки позволило в пять раз повысить производительность труда, а также значительно увеличить прочность сварочного шва.
Кроме танков Т-34, на Уральском танковом заводе выпускали: авиабомбы трех типов: ФАБ, ЗАБ, ХАБ; артиллерийские передки, детали для реактивных самоходных установок («Катюш»), бронекорпуса для самолетов ИЛ-2. На территори Уралвагонзавода работали два авиационных завода, использовавших бронекорпуса для выпуска знаменитых штурмовиков.
С окончанием Великой Отечественной войны завод перестраивается на выпуск вагонов. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов – платформ. В 1947 году приступили к производству полувагонов, в 1948 году – крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на Уралвагонзаводе. В этот период очень активно силами конструкторов, инженеров, технологов модернизируется старое заводское оборудование, внедряются сварочные автоматы института электросварки Е. О. Патона для сборки вагонов на конвейере.
В 1952 году Уралвагонзавод получил задание на освоение и производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. Эта задача возникла в связи с началом разработки и освоения ракетной техники, в которой жидкий кислород используется в качестве одного из окислителей. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения Уралвагонзавода совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистрены на основе вакуумно - порошковой изоляции. На этой основе на Уралвагонзаводе за 50-80 – гг. разработаны и изготовлены десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко используемых как в ракетно-космических комплексах, так и в различных отраслях промышленности (металлургической, химической и др.)
Объединение внесло значительный вклад в проектирование и изготовление систем и оборудования для запуска искусственных спутников и пилотируемых орбитальных кораблей «Восток», «Восход», «Протон» и др., а ткже для создания многоразовой космической системы «Энергия» - «Газран». За что главный конструктор УКБМ М. Н. Веремьев был удостоен Ленинской премии.
После Великой Отечественной войны на заводе развивалось также танковое произыодство.
Более полувека Уралвагонзавод является основным поставщиком различных модификаций танков для вооруженных сил страны. В 50-е – 60-е годы здесь были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.
С 1974 года на Уралвагонзаводе был разработан и производился танк третьего поколение Т-72 – один из лучших танков второй половины 20-го века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.
За разработку и внедрение в серийное производство танка Т-72 и его модификаций десять специалистов завода и КБ были удостоены Государственной премии СССР.
С начала 70- годов на предприятии шла реконструкция в условиях действующего производства, причем с планомерным увеличением выпуска продукции. В 1972-1979 гг. на ее основе было создано комплексно-механизированное конвейерное производство цельнометаллических грузовых четырехосных полувагонов. В 1974 году с конвейера сошел последний вагон с деревянной обшивкой. С конца 70-х годов в конструкции серийных полувагонов применяется 80% холодногнутых, горячекатаных, периодических и других экономичных видов профилей проката; для особо нагруженных элементов конструкции применяются стали с лкгирующими добавками, позволяющими повышать грузоподъемность, увеличивать скорости и срок службы, эксплуатировать вагоны в климатических условиях с температурой до – 50oС.
Творческому поиску по созданию более совершенных видов продукции помогает содружество с 45 научно-исследовательскими институтами. Характерным примером в этом отношении является развитие сварки – ведущего технологического процесса в изготовлении вагонов. 95% достиг уровень механизации и автоматизации сварочных работ благодаря более чем полувековому сотрудничеству с Киевским институтом электросварки им. Е. О. Патона.
Уральское конструкторское бюро вагоностроения – головное в отрасли. По проектам наши конструкторов выпускается продукция на многих предприятиях России и Ближнего зарубежья. «Уралвагонзавод» - единственный в России разработчик и изготовитель различных типов 4-х, 6-ти, 8-ми – осных полувагонов на подшипника качения, грузоподъемностью от 63 до 125 тонн.
За разработку и освоение новых видов техники коллектив ГПО «Уралвагонзавод» в послевоенный период был удостоен орденов Ленина, Октябрьской Революции.
Начало 90-х годов сопряжены с конверсионными процессами, разработкой и внедрением новых видов мирной продукции.
«Уралвагонзавод» сегодня – это уникальное российское машиностроительное предприятие, обладающее мощным техническим и интеллектуальным потенциалом.
В настоящее время объединение выпускает около 100 наименований продукции: военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны, железнодорожные цистерны и многое другое.
Продукция завода
Дорожно-строительная техника
Изделия подвижного состава
Контейнера-цистерны
Сельскохозяйственная техника
Тракторы
Структура
Руководство
Генеральный директор: Малых Николай Александрович
Главный инженер: Андронов Владислав Анатольевич
Контакты
г.Санкт - Петербург
Представительство ФГУП "ПО "УВЗ"
Руководитель: Бондаренко Петр Николаевич
198206, ул. Чекистов, дом 13 литер Б, пом. 4Н
Тел.: (812) 130-41-71
Отдел продаж: (812) 130-41-97
E-mail: sales.spb@uvz.ru, info.spb@uvz.ru
г. Волчанск, Свердловская обл.
Волчанский завод ТНП ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"
Руководитель: Брусов Владимир Михайлович
Тел.: (34313) 2-39-53, факс (34313) 2-36-03
г. Липецк
Представительство ФГУП "ПО "Уралвагозавод"
Руководитель: Алексеев Виталий Григорьевич
Тел.: (0742) 48-20-29
г. Нижний Тагил
Свердловская обл.
ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод"
Директор: Гацулин Виталий Тихонович
622051, ул. Ильича, дом 3А
Тел./факс: (3435) 34-47-23, 34-47-37
E-mail: ubt@tagiltelecom.ru
Web site: http://www.uvz.ru/
По материалам официального сайта завода