Именно эта «болезнь» московских дорог приводит к образованию колеи. Шипы тут ни при чем.
На заседание московского правительства вынесен проект постановления «О формировании программы ремонта дорог на 2007 год и мерах по улучшению состояния дорожных покрытий улиц и магистралей города Москвы», подготовленный специалистами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Вопрос, мягко говоря, животрепещущий.
Можно вспомнить ведущиеся уже который год споры — запрещать или не запрещать в Москве шипованную резину, поскольку последняя якобы влияет на образование колейности. Однако одно дело — точка зрения чиновника, и совсем другое — специалиста, который докажет как «дважды-два», что резина с шипами и колеи на автомагистралях никак не связаны.
Косвенной причиной скверного состояния дорог стали нормативные документы, по которым производятся дорожно-строительные и дорожно-ремонтные работы. Разработанные на основе ГОСТа 1995 года, на сегодняшний день они, просто говоря, устарели. Поэтому принято решение пересмотреть существующую нормативно-техническую базу и разработать для Москвы свои территориальные отраслевые технические нормы и регламенты. Одним из таких документов должно стать «Положение о порядке планирования и организации производства работ по ремонту улично-дорожной сети города Москвы». Вторым базовым документом должен стать «Регламент по комплексному содержанию улиц и магистралей». Этот документ определяет порядок и необходимость различных видов мелкого ремонта. Наконец, будет создана единая городская база технического состояния объектов улично-дорожной сети, учитывающая ежегодные результаты проведения ремонта.
Еще одна проблема — качество асфальта, используемого при дорожном строительстве или ремонте. К сожалению, на сегодняшний день в этой отрасли слишком много «самодеятельности». Разумеется, специалисты называют множество причин — от резких перепадов температур, до «колонного движения» по магистралям. Однако признают, что корень проблемы — в недостаточной износостойкости асфальтобетонного покрытия. Хотя в городе применяются достаточно прочные каменные материалы в дорожном покрытии, устранить образование колей пока никак не удается.
Специалисты давно говорят, что в Москве нужно использовать для напряженных магистралей «сдвигоустойчивые» асфальтобетонные смеси типа щебеночно-мастичных, высокоплотных и других, отвечающих современным требованиям. И, наконец, при ремонте дорог надо фрезеровать дорожное покрытие на глубину, позволяющую убрать некачественный асфальтобетон. Пока это делают только на федеральных трассах: крупнощебенистым бетоном отремонтированы Ленинский проспект, Моховая, Новый Арбат. Такая же технология используется сейчас для ремонта Горьковского шоссе.
А прочие дороги приводят в относительный порядок, мягко говоря, чем попало.
Например, очень большое количество щебня поступает с карьеров и месторождений, большинство которых не прошли предварительной оценки. Иной раз в качестве наполнителя используются рудные отвалы, шлак, которые негативно влияют на качество асфальтобетона. Хотя месторождения, лучше всего пригодные для производства асфальтобетона, прекрасно известны — это Мансурово, Вязьма, Сычи. Орешки. Кроме того, качество производимых смесей связано не только с качеством материалов, но и с технологией их приготовления. Вообще же, как заявили в Департаменте ЖКХиБ, с 2007 года требования к капитальному ремонту дорог будут ужесточены. Например, планируется постепенно отказываться от ямочного ремонта, который уже через сезон повторяется как «крупноямочный». Затем введут дорожный паспорт. В этот документ будет вноситься вся информация о фирме, которая делала ремонт, а также о гарантии на проведенные работы.