Преступники все чаще проявляют интерес к спецтехнике, поскольку она более доступна для угонов, а по стоимости может превосходить даже самые престижные легковые иномарки и, кроме того, может приносить стабильно высокий доход при использовании ее по прямому назначению
В конце минувшей недели на севере Москвы переодетые в милицейскую форму угонщики похитили автокран «КамАЗ» стоимостью около 2 млн. рублей. Найти кран и самих похитителей милиционерам так и не удалось.Рано утром водитель одной из столичных строительных фирм перегонял с автобазы на объект автокран «КамАЗ». Около 8.00 на Бескудниковском бульваре его остановили двое мужчин в форме сотрудников ДПС. Как рассказал затем водитель, автоинспекторы поднялись к нему в кабину и оглушили мощным ударом по голове. Очнулся водитель уже в глухом лесу в Солнечногорском районе Московской области. Пока водитель добрел до трассы и сообщил об угоне крана, прошло более часа. Введенный в Подмосковье оперативный план «Перехват» ни к чему не привел. Стоимость похищенного крана составляла 2 млн. рублей.
Еще недавно угоны строительной и специальной техники были единичными случаями и, если упоминались в прессе, то чаще в разделе курьезов. В начале 2000-х годов экономическая ситуация в стране изменилась, строительные компании начали зарабатывать серьезные деньги и вкладывать их в обновление парка спецтехники, все чаще отдавая предпочтение продукции знаменитых мировых машиностроительных гигантов. Импортные краны, бульдозеры и экскаваторы стоят десятки и даже сотни тыс. долларов. Вслед за строителями к импортной спецтехнике проявили интерес и банды автоугонщиков. И у них на это были веские причины: подобную технику легко угнать и легализовать, а по стоимости она значительно превосходит даже самые престижные иномарки. Кроме того, как оказалось, коммерсанты с легкостью тратят многотысячные суммы на покупку и аренду спецтехники, однако весьма беспечно относятся к вопросам их сохранности. До недавнего времени в Москве было обычной практикой, когда строители оставляли на ночь автокран или каток стоимостью в 300 тыс. долларов на открытой площадке под наблюдением лишь одного пожилого сторожа. Подобная беспечность, конечно, не осталась незамеченной криминалитетом, и по Москве прокатился шквал похищений тяжелой, специальной и строительной техники.
«В подобных бандах существует четкое разделение труда: «разведчики» объезжают строительные площадки и автобазы, где присматривают подходящую и плохо охраняемую технику, а также изучают маршруты ее транспортировки, их коллеги в это время готовят новые документы, после чего происходит само похищение», – заявил один из оперативников МУРа. В большинстве случаев преступники подгоняли ночью к стройке или автобазе тягач с прицепом, нападали на сторожа, связывали его и насильно поили водкой, после чего спокойно грузили технику на трейлер или в фургон и скрывались. Были случаи, когда преступники от имени несуществующей фирмы заказывали дорогую спецтехнику на глухой и дальний объект и там уже отнимали ее у экспедитора. Наиболее дерзкие преступники, как и при последнем случае в Москве, практикуют откровенные разбои.
Милиционеры утверждают, что всплеск похищений спецтехники приходится на весенне-летний период, когда в регионах начинается строительный бум и появляется ажиотажный спрос на подобную технику. Например, только за полгода в Москве уже угнано и похищено 29 «КамАЗов» и 32 единицы спецтехники. По мнению сыщиков угрозыска, большинство этих машин (в том числе и похищенный в субботу кран) уже трудятся в Подмосковье на строительстве дач и коттеджей.
«Преступники похищают спецтехнику не для продажи, а используют ее по прямому назначению, причем в том же регионе, – заявил «НИ» один из высокопоставленных сотрудников Департамента уголовного розыска МВД РФ. – Перегонять медлительную и громоздкую технику в другой регион не имеет смысла, поскольку высока вероятность попасться на посту ДПС, а в глухих и дальних районах Подмосковья можно без особого риска перевозить ее с объекта на объект годами».
О доходах автоугонщиков от сдачи в аренду «черным» строителям спецтехники можно предположить, изучив средние расценки столичных специализированных фирм. Например, восьмичасовая стандартная смена работы автокрана в зависимости от грузоподъемности стоит от 5 до 30 тыс. рублей, катка – 10 тыс., асфальтоукладчика – около 20 тыс., экскаватора –17 тыс., самосвала – около 6 тыс., погрузчика – от 7 тыс. рублей.
СТОИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ:
Автокраны – 2–4 млн. рублей (отеч.), 100–500 тыс. евро (имп.). Экскаваторы – 5–9 млн. рублей (отеч.), 60–250 тыс. евро (имп.). Бетономешалка – 1–3 млн. рублей (отеч.), бетононасос – 550 тыс. евро (имп.). Каток – 1–2 млн. рублей (отеч.), 60–350 тыс. евро (имп.). Самосвал – 2–3 млн. рублей (отеч.), 70–150 тыс. евро (имп.). Асфальтоукладчик – 250–500 тыс. евро (имп.).