Времена рейдерства в России еще не закончились, как бы не стремилось общество приблизить наступление эпохи цивилизованного бизнеса. Очередной пример тому – передел цементного завода ОАО "Ангарскцемент" в Иркутской области. Все происходит по известной схеме – недопущение акционеров на собрания, силовое удержание предприятия, хищение акций, махинации с реестром, и привлечение коррумпированных чиновников.
В 2004 году Группа компаний "РАТМ" (Новосибирская область) приобрела контрольный пакет - 50,52% акций ОАО "Ангарскцемент" (Иркутская область), компания "Сибирский цемент" (Кемеровская область) – блокирующий пакет - 45% акций. Однако "РАТМ" до сих пор не допущен к управлению заводом. Суды трех инстанций признали нелегитимность действующего совета директоров и гендиректора, избранных "Сибирским цементом". Несмотря на это кемеровская компания по-прежнему удерживает контроль над предприятием.
"Ангарскцемент" стал жертвой захватчиков
В целом рейдерство в России постепенно вытесняется цивилизованными формами смены собственников, но в регионах рейдерские атаки периодически продолжаются, подрывая местный бизнес. Здесь миф об окончании рейдерства искусно поддерживается самими "черными рейдерами", чтобы не привлекать к себе излишнего внимания общественности и властей, да не подставлять своих покровителей.
Так и ОАО "Сибирский цемент", контролирующее 45% "Ангарскцемента", позиционирует себя как добросовестного собственника, а тех, кто способствует его власти на заводе – честными прокурорами и чиновниками. Зато судебные решения, которые неоднократно доказывали неправоту "Сибцема", не принимаются во внимание, поскольку говорят о том, как обстоят дела на "Ангарскцементе" на самом деле, а не о том, как хотел бы представить общую картину "Сибцем".
"Ангарскцемент" - ведущее в восточной Сибири и единственное в Иркутской области предприятие, работающее не только на внутренний, но и на внешний рынок. Уже два года оно находится в водовороте передела собственности и постоянных скандалов.
Блокирующего пакета, приобретенного "Сибцемом", было достаточно, чтобы принимать участие в развитии производства и получении значительной доли прибыли. Но полномочий назначать руководство завода у него не было и нет, по закону это право принадлежит владельцу контрольного пакета акций.
Чтобы переломить ситуацию, потребовался весь опыт российских рейдеров, захвативших за последние годы не одну сотню предприятий по стране.
Как украсть завод
История борьбы группы "РАТМ" и "Сибирского цемента" была бы стандартной историей передела собственности, если бы не ход, который был предпринят "неизвестными", как это значится в уголовном деле, возбужденном по факту хищения акций "РАТМа".
Эта схема сразу выделяет конфликт вокруг "Ангарскцемента" в особую строку, в которой числятся самые откровенные рейдеры новейшего времени.
Как уже говорилось, "РАТМ" владеет 50,5% акций "Ангарскцемента". Однако в июне 2005 года 2,17% из них таинственным образом исчезли. А потом обнаружились на счету мелкого акционера, некоей гражданки Капитоновой Л.В. Когда законный владелец обратился к регистратору с требованием объяснить, каким образом часть его акций была списана на третье лицо, регистратор сослался на якобы принятое решение суда В решении говорилось, что Капитонова предъявила иск к номинальному держателю акций завода и суд удовлетворил ее требования, постановив перечислить ей спорные акции.
Мировая судья Азарова, работающая в суде столицы Башкортостана города Уфы, чье имя значится в решении, действительно существует. Однако она никогда не вела подобного дела и не принимала подобного решения. Кто-то подделал судебное решение, чтобы провести аферу.
Эта схема на первый взгляд выглядит бессмысленно, ведь акции были похищены не физически – украдены из сейфа и спрятаны в другом месте, а юридически – переведены с одного счета на другой, и этот путь можно отследить.
Но все оказалось значительно сложнее и дольше. По факту хищения акций было возбуждено уголовное дело, а группа "РАТМ", понесшая ущерб более 2 миллионов рублей (стоимость украденных акций), была признана потерпевшей.
Решение суда "потеряли", чтобы замести следы
Тем не менее, акций ей не вернули. Они потерялись где-то среди ряда счетов, между которыми мошенники постоянно перекидывали украденный пакет, разбивая его на более мелкие, объединяя и разъединяя снова. В конце концов акции оказались на счету ООО "Форстрой" - компании, аффилированной с "Сибцемом".
Но в этот момент по ходатайству следователя суд наложил арест на украденные ценные бумаги. И схема дала сбой: "Форстрой", будучи напрямую связанным с "Сибцемом", не мог теперь голосовать похищенными акциями в интересах одной из сторон конфликта.
Тогда была задействована новая схема: "Общегубернский регистратор", который на тот момент был номинальным держателем акций, передал реестр "Ангарскцементу", завод передал реестр ОАО "Объединенная Регистрационная Компания". Та, в свою очередь, включившись в цепочку, перекинула реестр назад "Ангарскцементу", а предприятие чуть позже отдало его ЗАО "Профессиональный регистрационный центр".
Для продажи похищенного пакета реестродержатели на одном из этапов передачи реестров "потеряли" решение суда о наложении ареста. Таким образом, компании, участвовавшие в афере, теперь заявляют, что ничего не знали об аресте и закона не нарушали. Вся эта схема была призвана освободиться от судебного ареста, замести следы и сделать невозможным обнаружение украденных акций.
После чехарды с регистраторами ООО "Форстрой", которому на тот момент принадлежали акции, передало спорный пакет некоему мелкому акционеру. А после акции оказались у ООО "КОМПАНИЯ ПРИМУЛА", примечательного тем, что оно зарегистрировано там же, где и "Сибирский цемент", в городе Кемерово.
Так, на глазах у судей, следствия и акционеров была, как по нотам, разыграна известная схема воровства акций. Она применялась не один десяток раз во время передела собственности времен дикого российского капитализма в середине 90-х годов. А посему ее продолжение известно: вскоре появится миноритарный акционер, который предъявит права собственности на эти акции. Если не будет доказано, что он знал о преступлении и намеренно купил спорные акции, этот человек или компания будут признаны "добросовестным приобретателем".
Это то же самое, как если бы у вас украли машину, а потом она появилась у вашего соседа, который клялся бы, что не знал о криминальном прошлом автомобиля и купил его на законных основаниях. В этом случае следствие подтвердит, что сосед действительно ездит на вашей машине, но не отберет ее у него и даже не стребует денежной компенсации – ведь он, купив ворованную вещь, не знал об этом, а значит, не нарушил закона.
Это одна из любимых схем рейдеров. И если сосед действительно может оказаться случайно втянутым в дело с кражей автомобиля, то компания, купившая исчезнувшие ранее акции, в 99,9% случаев является участником аферы. Только доказать это будет практически невозможно, даже тогда, когда этот новый собственник будет голосовать на собраниях акционеров так, как выгодно "Сибцему".
Прямая связь между этим преступлением и "Сибцемом" не очевидна, однако противоборствующая "РАТМу" компания - единственная, кто заинтересован в лишении "РАТМа" контрольного пакета акций. Пока "РАТМ" пытается вернуть через суд украденные акции, а следователи ищут похищенное, "Сибцем" продолжает управлять заводом.
Следствие тянется уже полтора года, то замедляясь, то активизируясь, но не принося никакого заметного результата. По мнению юристов "РАТМа", низкая активность следствия может объясняться вмешательством тех, кто не заинтересован в восстановлении их прав.
Кроме того, "Сибцем", еще недавно не имевший контрольного пакета акций, регулярно заявляет о том, что теперь он контролирует 50,3% акций "Ангарскцемента". Так что не исключено, что спорные ценные бумаги осели на счетах аффилированных с "Сибцемом" компаний.
Чем это закончится для завода, акционеров и Иркутской области можно предположить: рейдерские захваты приносят пользу только рейдерам, все остальные участники конфликта остаются потерпевшими.
Источник: Дни.ру