Текст: Роман Денисов
Напряженная ситуация, сложившаяся на петербургском рынке бетона в связи с нестабильным качеством поставок и дефицитом сырья, продлится еще пять лет.
Об этом заявили специалисты на "круглом столе", организованном Ассоциацией "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада". Ведущие петербургские производители бетона пытались договориться о том, как в нынешних условиях перейти на систему саморегулирования и обеспечить стабильные поставки.
По данным службы строительного надзора и экспертизы, проверки действующих бетонных заводов в 20% случаев заканчиваются штрафными санкциями. Новые предприятия и так называемые подснежники (компании, которые работают только весенне-летний сезон) штрафуются почти поголовно.
"Эти показатели говорят о том, насколько остро стоит вопрос качества бетонной смеси - одного из главных стройматериалов, - отмечает Сергей Коноплев, ведущий специалист Госстройнадзора. - Качество материала чаще всего не соответствует заявленным характеристикам". В результате бетон может "не схватиться", не набрать нужной прочности, начать крошиться и т.д.
Владимир Филиппов, президент ассоциации "АБетон", считает, что первым звеном должна стать нормальная технология проверки качества. Его объединение уже наладило систему добровольной экспертизы производителей товарного бетона. Ее результаты предоставляются конечным потребителям, заинтересованным в информации о той или иной компании.
Аналогичные методы независимых проверок планируется внедрить в ближайшее время на рынке железобетона. Производители утверждают, что готовы инспектировать сами себя. Но пока только четыре-пять компаний владеют передвижной лабораторией, с помощью которой можно проверить качество продукции на объекте.
Крупные игроки обвиняют во всех проблемах мелких и средних поставщиков, у которых не хватает средств наладить современную систему контроля. Впрочем, многие эксперты с этим не согласны. Например, Вячеслав Засухин, директор по маркетингу системы предприятий "Меликонполар", считает, что не обязательно компания, занимающая на рынке малую долю, торгует "левым" бетоном.
В свою очередь, он предлагает заниматься не контролем выпущенной продукции, а внедрять систему управления качеством вроде международных стандартов ISO. Ему оппонирует Ян Даровский, генеральный директор компании "СЗНК-Бетон", по мнению которого бумажки и сертификаты мало чего стоят и средства лучше направлять на развитие производства.
Проблемная тройня
В одном производители сходятся: пока не будет качественного сырья, нормально выпускать бетон не получится. Критики удостоились поставщики всех материалов (конкретные фирмы, впрочем, не назывались): песка, щебня и, не в последнюю очередь, цемента.
Как рассказывает Игорь Рыжов, директор по качеству "Объединения 45", в принципе сырье в Петербурге лучше, чем в той же Москве: "У нас гранитный щебень (а не гравий, как в столице), намывной морской песок. Москвичи нам завидуют". Однако две партии щебня (или песка) от одного производителя могут настолько различаться (например, размером фракции), что гарантировать "стабильный" состав бетона просто невозможно.
К тому же время от времени возникают перебои в поставках материалов. Год назад были большие проблемы со щебнем. Крупнейший производитель в регионе "Гранит-Кузнечное" обещает покрыть нехватку. За полтора года компания намерена запустить два новых щебеночных завода в Ленобласти.
Есть серьезные проблемы и с поставками цемента.
Чтобы заранее отвести критику в свой адрес за непредвиденно низкое качество и перебои в поставках, производители бетона заявили, что ситуация изменится к лучшему только через пять лет. В регионе выйдут на полную мощность новые цементные заводы: будет реализован проект группы ЛСР, завершится реконструкция завода "Цесла" и т.д.
"Конечно, инвесторы обещают уложиться в более короткие сроки, но мы-то знаем, что, когда речь идет о крупных цементных производствах, быстро ничего не бывает", - говорит Лев Бернштейн, генеральный директор НИЦ "Гипроцемент-Наука".
Участникам рынка все же удается справляться с дефицитом. "Мы наладили систему: если отказывает один поставщик, обращаемся к другому, - говорит Ян Даровский. - В этом году наше производство ни разу не простаивало. Лишь иногда приходилось отказывать клиентам в отгрузке бетона, но это были, как правило, наши должники".
Как рассказал Лев Бернштейн, дефицит цемента могут восполнить предприятия Урала, заводы Кузнецка, но за каждые 1000 км пути удорожание на тонну составляет 500 рублей. К тому же проблему низкого качества цемента это не решает.
"У заказчиков нет выбора, и поставщики этим пользуются", - продолжает г-н Бернштейн. Сейчас основные поставки цемента на местный рынок приходятся на долю пяти заводов, и каждый полностью обеспечен заказами. По мнению экспертов, государство вовсе не должно помогать строить новые предприятия.
"Надо только не мешать развитию отрасли различными бюрократическими процедурами", - считает Михаил Викторов, генеральный директор Ассоциации "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада".
Зато, считают специалисты, необходимо наладить жесткую государственную политику в области контроля качества. Оказалось, что в городе элементарно не хватает оборудования для экспертизы цемента.
Обычная процедура, которую предлагает НИЦ "Гипроцемент-Наука" (главный научный отраслевой центр), занимает не один день. Новый прибор для ускорения этого процесса стоит $250 000.
"Нам эти деньги просто не отбить; если мы повысим стоимость экспертизы, никто к нам просто не обратится, - говорит г-н Бернштейн. - Как решить эту проблему, мы пока не знаем".
Источник: Недвижимость Петербурга