Учитывая рост объемов строительства в Новосибирской области, сегодня производство стройматериалов является одной из наиболее инвестиционно-привлекательных отраслей. Это мнение, в частности, разделяет руководство группы компании «Феррум», летом этого года начавшее подготовку к приобретению завода «Железобетон» (ЗЖБИ), когда-то принадлежавшего структуре «Метростроя». Однако сегодня сделка находится под угрозой срыва — имущество завода арестовано. По мнению представителей «Феррума», если жалоба, поданная продавцом завода, не будет удовлетворена областным судом, предприятию грозят роспуск трудового коллектива, потеря кадрового состава, скорая консервация и гибель.
Новосибирская группа компаний «Феррум» уже более 10 лет занимается торговлей металлом, являясь трейдером сразу нескольких крупных металлургических заводов-производителей. По оценкам аналитиков, компания входит в пятерку лидеров регионального рынка, имеет филиалы в Красноярске, Чите, Иркутске и Хабаровске. Как рассказал «КС» директор «Феррума» Андрей Соседко, в начале этого лета руководством компании было принято решение о входе в строительную отрасль. «Этому есть несколько причин, — прокомментировал данное решение господин Соседко. — Первая причина — экономическая: современный строительный рынок Сибири в немалой степени зависит от стоимости металлоконструкций. У нас же есть возможность приобретать металл по трейдерским ценам, что позволит компании сократить затраты на строительство своих объектов. Вторая причина — инвестиционная привлекательность строительного рынка в целом». Благоприятность ситуации была также обусловлена тем, что для выхода на новый рынок ГК «Феррум» имеет как собственные производственные базы, так и автобазу грузовой техники.
Летом 2006 года в «Ферруме» было принято решение о приобретении собственного завода ЖБИ. Учитывая, что в производстве железобетонных изделий важную роль также играет металл, покупка такого предприятия позволила бы «Ферруму» производить железобетонные изделия по ценам ниже среднерыночных. По словам Андрея Соседко, компании был предложен на продажу завод «Железобетон», ранее входивший в состав «Метростроя». «Он устроил нас как своим месторасположением, уровнем мощностей (27,7 тыс. куб. м железобетона в год), так ценовым диапазоном», — говорит Соседко.
Как удалось узнать «КС«, при заключении договора купли-продажи оплата производилась траншами, во время получения которых продавец — компания «Радуга-НСК» — гасил кредиторские и налоговые задолженности предприятия. Для того чтобы объяснить сотрудникам завода политику нового собственника, на предприятии были проведены собрания, на которых работники узнали о скорой смене собственника объекта, а также о том, что в ближайшем будущем «Железобетон» увеличит мощности и объемы выпускаемой продукции.
Особенное внимание было уделено юридическому сопровождению сделки, для которого были привлечены как специалисты ГК «Феррум», так и независимые юридические службы. После внимательного изучения истории «Железобетона» многочисленные юристы подтвердили полную законность и чистоту проводимой сделки.
Однако, как рассказал «КС« гендиректор компании »Радуга-НСК« Павел Аликин, на этапе подписания акта приема-передачи и подачи документов в Учреждение юстиции неожиданно начались проблемы. Сначала по заявлению налоговой службы Железнодорожного района в арбитражный суд Новосибирской области на ЗЖБИ была введена процедура банкротства и внешнего управления, что было немедленно обжаловано со стороны компании «Радуга-НСК». А 1 сентября 2006 года решением Центрального районного суда на имущество ЗЖБИ был неожиданно наложен арест. По словам господина Аликина, поводом стало уголовное дело о преднамеренном банкротстве компании «Новосибирскметрострой», однако ни подозреваемые, ни обвиняемые, ни гражданский истец в деле не фигурировали. Решение суда было оспорено, однако окончательный вердикт до сих пор не вынесен. Сделка приостановлена, регистрация прав нового собственника так и не состоялась.
По мнению специалистов, если ситуация не изменится в ближайшее время, заводу угрожает уничтожение. «Мы до сих пор находимся в полной неопределенности относительно судьбы предприятия. Если осенью ситуация была не столь критична, — рассуждает Андрей Соседко, — то с наступлением морозов на заводе отключат свет и тепло. В такой ситуации коллектив нужно распускать, предприятие консервировать, но никакая охрана не убережет завод от постепенного расхищения. Остановка такого предприятия означает его гибель». Как стало известно «КС«, выходом из ситуации может стать удовлетворение жалобы о снятии ареста, поданной компанией «Радуга-НСК» в президиум областного суда. Только в этом случае на ЗЖБИ сможет произойти регистрация нового владельца, а завод продолжит свою работу. Однако будет ли удовлетворена эта жалоба, пока неизвестно, на самом ЗЖБИ трудовым коллективом готовятся протестные митинги, а также обращения к полпреду президента по СФО и генеральному прокурору России.
При этом, как считают эксперты, дальнейший арест завода грозит не только финансовыми потерями бизнесменов. По словам руководителя «Железобетона» Юрия Носова, дело в том что данный завод ЖБИ — уникальное и единственное к востоку от Урала предприятие, производящее железобетонные конструкции для подземных работ, строительства метрополитена или подземных паркингов. Тоннели новосибирского метро и все, кроме одной, станции сделаны из конструкций этого завода. По оценкам аналитиков, использование продукции завода по сравнению с иными технологиями экономит строителям до 40%. Потеря такого предприятия, уверен господин Носов, означает увеличение затрат по дальнейшему строительству метро в Новосибирске и Омске (а возможно, и других городах Сибири), завоз стройматериалов из других городов России, что станет ощутимым ударом по всему сектору рынка.
Исочник: "Континент Сибирь"