Независимый строительный портал Независимый строительный портал
Он-Лайн тех.поддержка
Поиск по сайту производится «Яндексом» Искать
Контактная информация:
Электронная почта:reklama@nsp.su
Главная страницаНовости
Поиск производителя
Местанахождение
Производитель
Искать в радиусе
Искать
ПАРТНЕРЫ
Деревянные окна со стеклопакетом. Цены производителя Vinchelli. Купить здесь.

Сервис ПРОФИ:лучшие ведущие

Mebel-starayakupavna.ru кухни Старая Купавна

https://san-epidem.ru

АВТОРЫНОК

Когда у Белорусских цементных заводов откроется второе дыхание

Количество просмотров: 1585

29.05.2017

 Проблемы со сбытом цемента уже стали притчей во языцех. Модернизированные предприятия производят его больше, да и качество заметно улучшилось, но одновременно с этим сократился спрос на этот продукт у соседей. В итоге у  предприятий возникли проблемы со сбытом. В начале «высокого» сезона, когда спрос на цемент традиционно вырастает, корреспондент «Р» решил проверить, каковы перспективы производителей вернуть утраченные позиции. Тем более что  цементные предприятия в нашей стране давно объединились в мощный отраслевой холдинг.

Продукт местного значения


Вроде бы еще недавно, в конце 90-х, казалось, что сегодня среднее потребление цемента на душу населения будет около тонны в год. Причем рост спроса предполагали и западные, и восточные аналитики. Тогда новые мощности возводились и в Европе, и в Азии, глубоко модернизировались существующие предприятия. Но строительная индустрия сделала совершенно неожиданный пируэт. Прогнозируемого пика потребления так и не произошло: ни в ЕС, ни в России, ни в Юго-Восточной Азии. Дополнительного негатива добавило и замедление мировой экономики, что серьезно отразилось на объемах строительства. В результате сегодня наблюдается глобальное перепроизводство цемента. Впрочем, как и других строительных материалов. Той же арматуры. Один Китай производит до 2 млрд тонн цемента ежегодно при мировом потреблении около 3,6 млрд тонн.

Определенное давление испытывает и белорусская отрасль. Самым серьезным покупателем всегда были домостроительные комбинаты. Но вместе с сокращением возведения жилья их потребности резко сократились. Фактически, единственным вариантом наращивания производства сегодня является освоение экспортного направления. Но с поставками за рубеж все обстоит не так уж и просто.

По своей сути цемент — местный продукт. Далеко его не повезешь: максимальное транспортное плечо — 500 километров, 800 — уже предел. Если покупатель расположен дальше, транспортные издержки съедают всю маржу и делают поставку убыточной. Пожалуй, исключение было во второй половине 2000-х, когда на фоне строительного бума цена тонны цемента превышала 100 долларов. Но период пиковых цен продлился относительно недолго. Сейчас цена тонны колеблется в пределах 50—60 долларов, которая перемещений на большие расстояния не предусматривает.

Прицел на соседние столицы


Реально для белорусской продукции доступны российские регионы в пределах Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга. Конечно, две российские столицы являются лидерами по спросу среди регионов, но и конкуренция там очень высокая. Тем более что в соседней стране своих производителей, в принципе, хватает. И выиграть соперничество за потребителя у местных компаний очень непросто. Против нашей продукции играют и объективные, и субъективные факторы.

Чужие деньги в себестоимости


Цемент — продукт энергоемкий. А газ и электроэнергия для наших предприятий обходятся в 2—3 раза дороже, чем для российских. Столь серьезный разрыв принципиально сказывается на себестоимости продукции. Абсолютные цифры каждая компания держит в секрете — коммерческая тайна. Но достоверно можно сказать: энергетика в себестоимости белорусского цемента занимает около 60%, а российского — 35%. И это притом, что технологические и производственные процессы в наших компаниях выстроены более экономично.

Вторая проблема — привязка энергетических тарифов к валюте. А готовая-то продукция продается либо за белорусские, либо за российские рубли. И любые курсовые изменения сразу сказываются на финансовом результате. Особенно нелегко приходилось в начале 2015 года, когда 100 российских рублей стоили 2,55 белорусского, сейчас — почти 3,3 рубля. И поставки на соседний рынок сразу стали намного интереснее. Впрочем, с привязкой себестоимости к доллару на наших цементных заводах сражаются с самоотверженным упорством. Например, ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер» газ на новых линиях используют только для разогрева оборудования. Основную же энергетику сначала перевели на уголь, сейчас ее переориентируют на местные виды топлива: торф, брикеты. Несомненно, иметь дело с ними сложнее, но зато удается постепенно убирать из себестоимости валютную составляющую.

Еще один фактор, который играет не в нашу пользу, — сырье. Нет, мел-то у нас хороший, отличного качества, но из-за геологической специфики месторождений влажность сырья несколько высоковата — около 26—29%, в зависимости от времени года. Приходится его сушить, чтобы использовать в производстве по современным технологиям. Российские месторождения более сухие. Поэтому, например, энергозатраты завода в Воронеже где-то на 20% ниже.

Шансы есть


Невзирая на все недружелюбие внешних факторов, белорусский цемент обладает экспортным потенциалом. Прежде всего, за счет проведенной модернизации предприятий, выверенной производственной логистики и грамотной сбытовой стратегии. Впрочем, у наших предприятий нет другого варианта, кроме как развитие поставок на внешние рынки. Емкость внутреннего явно не отвечает производственным мощностям, более того, еще и сокращается год от года. Если в 2015 году страна потребила 3,7 млн тонн, то в прошлом — 3,2 млн тонн. А на экспорт, и только «Белорусская цементная компания» (БЦК), продала 1,2 млн тонн. И продолжает развивать свой потенциал.

Цементная отрасль далеко не безнадежна, как может иной раз показаться. Продукция конкурентоспособна на зарубежных рынках, даже учитывая более высокие цены на энергоносители по сравнению с Россией. Если тарифы будут сближаться, то у наших предприятий буквально откроется второе дыхание. И они смогут самостоятельно и по графику решить свою самую большую проблему: высокую внешнюю кредиторскую задолженность. Пока рентабельность производства не позволяет полноценно рассчитаться с инвестиционными долгами. Не исключено, что их придется реструктуризировать, в том числе и с помощью государства. Впрочем, в сложившейся ситуации вины цементных заводов практически нет.

Монополия во благо


А вот за счет организационных мер, которые не требуют дополнительных финансовых вложений, повысить эффективность отрасли возможно. Объединение ряда предприятий в холдинг — «Белорусскую цементную компанию» — принес свои результаты. Во-первых, снизил конкуренцию. Она, несомненно, двигатель прогресса, но при избытке мощностей, падающем спросе приводит только к демпингу или работе предприятий на минимальной марже и гробит всех участников рынка. А задрать цены не позволят падающий спрос и иностранные компании. Во-вторых, внутри холдинга удалось оптимизировать ряд процессов и снизить необоснованные издержки при производстве различных железобетонных конструкций. И в-третьих, появилась возможность реализовывать экспортную стратегию, выступая за рубежом единым фронтом.

Но дело консолидации отрасли не довели до полностью логического конца. В БЦК вошли только два цементных производителя — ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер», расположенные в Могилевской области. ОАО «Красносельскстройматериалы» на Гродненщине осталось самостоятельным. Вроде бы в этом и нет ничего плохого, но иной раз приводит к несогласованности действий. Например, в прошлом году было пару месяцев, когда возник дефицит цемента на внутреннем рынке. Причем в географической зоне ответственности ОАО «Красносельскстройматериалы», которое большие объемы поставляет на строительство БелАЭС. Получилась весьма пикантная история: чтобы не выбиться из графика, пришлось запускать старую производственную линию с «мокрой» технологией. Она более чем в полтора раза затратна по сравнению с современным «сухим» способом. Между тем в Могилевской области у БЦК далеко не полностью были задействованы более эффективные мощности.

Если бы все три завода были объединены под единой стратегической крышей, таких накладок бы не происходило. И можно было бы избежать лишних затрат. Да, получится монополия. Но в некоторых случаях она является не злом, а благом. Особенно учитывая, что финансовое счастье лежит на чужих рынках: объективно внутренний всех не сможет прокормить. А на чужих просторах приходится конкурировать не с маленькими заводиками, а с крупными торгово-финансовыми или торгово-производственными корпорациями. И величина является не последним фактором в конкурентоспособности и возможностях.

МНЕНИЕ

Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор РПТУП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания»:

— На российском рынке мы работаем с крупной российской торгово-производственной корпорацией «Евроцемент», которой мы поставляем практически все экспортные объемы. Такое сотрудничество себя полностью оправдало. В прошлом все попытки создать собственные торговые дома в России заканчивались неудачно. Кроме того, необходимо учитывать: чтобы создать за рубежом эффективную товаро-проводящую сеть, необходимо вложить серьезные инвестиции, которые являются весьма рискованными при жесткой конкуренции на рынке. Сотрудничество со стратегическим партнером позволяет избежать этих трат и пользоваться его возможностями и компетенциями. В случае с «Евроцементом» удалось избежать излишней конкуренции и стабилизировать цены и объемы на приемлемом для всех уровне. Более того, «Евроцемент» добровольно снизил свои поставки на наш рынок. Если в 2015-м году российская компания реализовала в Беларуси 416 тыс. тонн, то в 2016-м — уже 240 тыс. тонн.

 


Добавить комментарий 

Новости по темам: Цемент -> Производители цемента в СНГ -> Беларусь -> ПРУП «Кричевцементношифер»
Цемент -> Производители цемента в СНГ -> Беларусь -> «Белорусский цементный завод»
Цемент -> Производители цемента в СНГ -> Беларусь -> «Красносельскстройматериалы»


Новости по этой теме:

ВХОД ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Вход     Регистрация

ОБЪЯВЛЕНИЯ

АРХИВ НОВОСТЕЙ
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Редакция: editor@nsp.su
Общие вопросы: info@nsp.su
Реклама: reklama@nsp.su
Реклама   |   О нас   |   Карта сайта


При использовании материалов сайта ссылка (hiperlink) обязательна
Copyright© 2006 - 2024. NSP.SU.
All rights reserved.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100