- Действительно, во многих сферах производства строительной продукции ситуация улучшалась. Если говорить о цементе, то объем его незаконного оборота, по данным исследовательского центра "Международная торговля и интеграция", сократился с 11,7 млн тонн в 2015 году до 3,16 млн в 2020-м. Ущерб отрасли за тот же период снизился с 44,5 млрд рублей до 13,3 млрд.
Конечно, не шло и речи о том, что проблема решена полностью: 3,16 млн тонн - или около 5,6% от общего количества потребленного в России за 2020 год цемента - огромный показатель. Переведем его в объемы бетона средней марки - и получим свыше 8 млн кубических метров некачественной смеси, которая могла быть использована где угодно - при строительстве многоквартирных жилых домов, офисных центров, больниц, детских садов, других объектов. Для сравнения уточню: вся Сибирь в 2020-м потребила около 3,2 млн кубометров бетона.
Тем не менее постепенно рынок освобождался от фальсификата и контрафакта. Результат давало то, что в 2015 году в стране ввели обязательную сертификацию цемента. Кроме того, по нашему мнению, пусть не всегда со 100%-ой эффективностью, но все же действовала система государственного контроля над оборотом стройматериалов, позволявшая выводить из продажи некачественные товары, в том числе, по обращениям юридических и физических лиц.
- Теперь эта система не работает?
- Как известно, в стране продолжается масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности. В рамках реализации "регуляторной гильотины" Государственная Дума РФ отменила ряд законодательных актов и приняла пакет новых документов, помогающих снизить административную нагрузку на бизнес. В том числе с 1 июля 2021 года вступило в силу большинство положений так называемого закона-спутника - федерального закона №170 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". Его цель - привести ряд законодательных актов в соответствие с федеральным законом от 31.07.2020 № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ".
Закон-спутник внес изменения в нормативные правовые акты, в соответствие с которыми осуществляются все виды государственного контроля: федерального, регионального, муниципального. Предусмотрены корректировки и для федерального закона от 27.12.2002 № 184 "О техническом регулировании". В результате с 1 июля, по сути, прекратился государственный контроль за оборотом отдельных видов стройматериалов.
- На протяжении последних лет в системе контроля были задействованы Росаккредитация и Росстандарт. Первое ведомство контролировало деятельность испытательных центров, при выявлении нарушений приостанавливало или прекращало действие аккредитации, сокращало ее область, второе - вело работу по выявлению и пресечению незаконного оборота отдельных видов продукции, контролировало соблюдение требований технических регламентов и национальных стандартов (ГОСТов).
Новый пакет законов исключил из системы противодействия незаконному обороту отдельных видов строительных материалов Росстандарт. Например, одним из приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности ведомства являлись проверки цемента на соответствие установленным нормам. В 2017 году Росстандарт провел 190 проверок, в 2018 году - 135, в 2019 году - 307. При этом доля выявленных нарушений обратно пропорциональна числу контрольных мероприятий: в 2016-2017 гг. - 48%, в 2018 году - 32,6%, в 2019 году - 14,3%. Эта статистика говорит о том, что применяемые Росстандартом меры были эффективны.
Однако по новому закону Росстандарт осуществляет госконтроль только в узкоспециализированных отраслях. В частности, он следит за соблюдением требований технических регламентов в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного и судового топлива, мазута, а также за соблюдением обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении электроэнергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Иными словами, трубы, электрокабель, радиаторы отопления, цемент, бетон и другая продукция, используемая при возведении и отделке зданий и сооружений, больше не подлежит контролю со стороны государства.
- Контрольно-надзорные функции в сфере строительства фактически переданы негосударственным сертификационным центрам, однако и их полномочия ограничены периодом сертификации соответствия и инспекционного контроля. Важно понимать, что сертификационный центр может проверить только ту компанию, которой выдавал сертификат. Но у многих производителей фальсификата сертификатов, конечно, нет. Значит, они вообще выпадают из системы контроля.
К слову, и сама деятельность негосударственных сертификационных центров вызывает вопросы. Для примера, на сегодняшний день в Реестре аккредитованных лиц - 43 органа по сертификации и 151 испытательная лаборатория, в область аккредитации которых включен цемент. Из 43 органов по сертификации без нарушений функционируют всего четыре, в отношении трех зафиксированы случаи неправомерной выдачи сертификатов соответствия, 36 фактически не работают, но могут начать в любой момент. В целом по состоянию на 1 марта 2020 года предприятиям отрасли выдано 384 сертификата соответствия цемента установленным требованиям, в том числе 31 - с нарушениями.
- Хороший вопрос! Давайте рассмотрим ситуацию на простом примере: допустим - с мешком цемента. В продаже выявлен таковой с признаками подделки: упаковка оформлена с нарушениями ГОСТ, на мешках отсутствует информация о производителе и продукции - не указаны адрес и телефон изготовителя, класс прочности цемента, номер действующего сертификата соответствия. Использование такого цемента может привести к самым печальным последствиям - от растрескивания конструкций до их полного разрушения.
Конечно, нарушение нужно пресечь. Но к кому обратиться? В Росстандарт, как раньше, уже нельзя. Роспотребназор не отреагирует на жалобу, поскольку наличие в продаже продукции неустановленного качества создает "отсроченный" риск для жизни и здоровья людей. Помощь этого федерального органа можно получить только в случае, если физическое лицо (и только оно) приобрело фальсификат, применило его в строительстве и понесло ущерб.
Попытка обратиться в прокуратуру, скорее всего, тоже не даст результата: самостоятельно она подобные проверки, как правило, не проводит, в основном, пересылает обращения специализированным ведомствам. Маловероятно, что и в органах МВД заинтересуются жалобой. Как показывает практика, сумма нанесенного ущерба слишком мала для возбуждения уголовного дела.
Получается, потребители остаются один на один с производителями фальсификата и контрафакта, искать помощи им негде. Таким образом, сегодня в нашей стране созданы условия для расцвета теневого рынка стройматериалов. Страшно даже представить себе, к каким трагедиям в ближайшее время может привести использование некачественных радиаторов отопления, бетонов, электрокабельной продукции... Представляя реальную опасность для жизни и здоровья людей, такой товар бьет и по добросовестным производителям. Сбывая его по демпинговым ценам, продавцы отнимают у легального бизнеса значительную долю рынка. Для предприятий цементной промышленности, средняя загрузка которых в последние 20 лет составляет около 50%, последствия могут быть самыми тяжелыми.
- И какие варианты решения этой проблемы предлагают производители цемента?
- Происходящим в отрасли производства стройматериалов обеспокоены многие эксперты. Тревогу бьют не только производители цемента - о негативных последствиях реформы контрольно-надзорной деятельности говорят представители Экспертного совета при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Фонда развития трубной промышленности, Ассоциации производителей радиаторов отопления, других организаций.
Все мы сходимся во мнении: госконтроль над продукцией в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза и постановления Правительства РФ № 982 необходимо во что бы то ни стало восстановить.
К настоящему моменту нам удалось привлечь к этой серьезнейшей проблеме внимание Правительства РФ - профильным ведомствам поручено разработать предложения об определении Росстандарта уполномоченным органом по государственному контролю (надзору) за выполнением требований технических регламентов Таможенного союза в части, не урегулированной федеральным законом № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Надеюсь, вслед за этим шагом последуют другие - и вопрос будет в полной мере решен на законодательном уровне.