Песенку про «мне сверху видно всё, ты так и знай» могут вполне примерить на себя не только пилоты и монтажники-высотники, но и герои нашего материала – крановщики. Вот уж у кого работа всегда проходит на высоте! Во всех смыслах…

Между прочим, в июне машинисты кранов отмечают профессиональный праздник. Какая она – работа там, над суетой, они расскажут сами.

С 1986 года работает на Спасскцементе Лидия Костицына. Машинистом крана – большую часть этого времени.

СЦ_Костицына Лидия (9)-1.jpg

«На кране я работаю лет 25, не меньше, - говорит Лидия Александровна. – К своей работе пришла далеко не сразу. Сначала на повара выучилась, проработала даже год по специальности. В совхозе «Тихоокеанский». Но меня так домой, в родной Спасск-Дальний тянуло. Я в итоге всё бросила и приехала. А куда идти работать? Пошла учиться на крановщика. Начала работу на шиферном заводе, а потом меня пригласили на Спасскцемент - и вот уже который десяток лет это предприятие – и моя работа, и моя судьба».

Управлять краном нашей героине очень нравится. Она за время работы освоила несколько их разновидностей: мостовой, крейсерный…

«Ох, поначалу я на крейсерном кране так боялась работать, - говорит Лидия Костицына. – Это действительно сложно, там ковш такой большой, а помещение маленькое. Волновалась – ужас! Но всё получилось. Приноровилась – работаю. Сколько уж лет».

Главным в своей профессии Лидия Александровна считает внимательность – вон внизу сколько людей, за всем надо присматривать. И за командами внимательно следить нужно.

«С опытом, с годами приходит прямо интуитивное какое-то понимание, - говорит она. – Бывает, просто звук какой-то странный услышу, а уже в голове догадка, что может быть не так, что надо проверить, не пора ли ремонтников вызывать. А ещё во время работы мне и на минутку на свои мысли отвлечься нельзя: вся – внимание! Я же с людьми работаю».

И несмотря на все сложности, свою работу Лидия Костицына любит. Всей душой.

«Пока – хоть и возраст у меня уже не девичий – не могу себя представить без крана, без работы. Пока силы есть – буду на высоте».

«Стаж работы крановщиком у меня 23 года, - говорит Роман Кривошеев, крановщик Теплоозёрского цементного завода. – Выбрал я эту специальность после школы, можно сказать, случайно. А вот выучился, начал работать – и вкатило, как говорит молодёжь. Ну так понравилось, словно вот для неё рождён был. Это трудно объяснить словами, но я счастлив, когда иду на работу. Она у меня разнообразная, всегда взаимодействуешь с людьми.

ТЦЗ_Кривошеев-1.jpg

Я работаю сейчас на строительстве большом, которое ведёт предприятие, сэндвич-панели поднимаю и переношу. Конечно, тут без внимательности, без серьёзного отношения к делу не обойтись, без умения находить общий язык с людьми, без осознания того, что ты отвечаешь за свою и чужую безопасность. Но всё это входит в одно большое понятие – честная работа. Если честно трудишься, то и работа радость приносит, и всё идёт так, как должно».

«Стаж работы у меня уже немаленький, - говорит Ильмира Ибрагимова, машинист крана на горячих работах Якутцмента. – Когда мне было 20 лет, работа крановщика казалась такой романтичной, интересной. Я начинала на предприятии в транспортёрном цехе, а там как раз краны катаются – такие высокие, величественные. Когда объявили набор на обучение профессии крановщика, сразу пошла и записалась. И с тех пор я тут, на высоте. Работа, конечно, чего скрывать, тяжёлая физически, возможно – не очень женская. Вести такую махину непросто – и не только физически. И если, не дай бог, кран ломается, ты ломаешься вместе с ним изнутри, потому что производство может встать. Сейчас я работаю в цехе помола. И если вдруг с краном какая неполадка, в голове сразу мысль: «Мельница может встать!». Ведь мы загружаем клинкер и гипс в бункеры, из которых материал подаётся на помол. Если кран ломается, то мельница тоже не сможет работать. Это очень непросто морально. Очень.

Ибрагимова-1.jpg

На мой взгляд, главное качество для крановщика – честность. К работе, к окружающим, к напарнику, сменщику. И тогда работа будет спориться и всё будет хорошо. Между прочим, мое имя в переводе с татарского означает «честная». И это мое кредо, мой девиз в жизни.

А ещё крановщику нужен сильный характер, стержень внутри. На нас большая ответственность лежит. И всё равно – какая бы сложная работа наша ни была, а я душой к ней приросла. Навсегда».

Все герои публикации работают на высоте – в буквальном и переносном смысле слова. Можно только представить, какие панорамы перед ними открываются, каким большим и красивым они видят мир. В этом смысле Антону Винидиктову, крановщику, работающему на причальном кране Якутцемента, возможно, повезло больше всех. Ведь он видит со своего рабочего места одну из самых красивых рек России.

ЯЦ_Винидиктов (11)-1.jpg

«Лена – это часть моей души, - говорит Антон Владимирович. – Рыбалка, острова Лены – это мой отдых, мое хобби. И когда есть минуты передышки, я смотрю на неё и любуюсь. Это же мои родные места, где родился, там и пригодился».

На Якутцементе Антон Винидиктов работает с 2018 года (а ещё много лет на этом предприятии проработала его мама, совсем недавно вышла на пенсию. Маленькая, но династия, и наш герой очень этим гордится). Стаж работы крановщиком - больше 10 лет, начинал на башенном кране. После школы пошёл учиться на крановщика – по совету родных. Потом понравилась профессия, и прикипел душой.

«Очень понравилась, - говорит Антон, - высота, та острота ощущений, тот адреналин, который возникает, когда ты смотришь на мир. Мой кран – быстрый. И мощный – до 20 тонн может поднять, большие грузы берёт. И его надо очень хорошо чувствовать, сродниться, можно сказать, чтобы работать хорошо. Вообще в нашем деле главное – сосредоточенность, потому что нужно следить за каждым человеком на причале, на корабле, всё контролировать. Большая на нас лежит ответственность!».

Крановщик, по словам Антона, должен уметь очень многое – например, как «Отче наш» знать правила погрузки судна, рассуждать логически, находиться в уважительных отношениях со стропальщиками, понимать их.

«Поневоле психологом станешь, - улыбается он. – И никогда не перестаешь быть романтиком, ведь работаешь, глядя на такую красоту – на Лену!».

«Когда в юности выбирал профессию, - рассказывает Дмитрий Малышкин, оператор крана Дробильно-сортировочного завода, - подумал о том, что крановщики – они ведь везде нужны. На строительстве, на разных производствах, там, где тяжёлые грузы, без нас никак. Вот и пошёл учиться. И прикипел. Очень мне эта работа понравилась. Власть над техникой, над большой машиной, над тяжелым грузом – это всё машинист подъёмно-транспортных и строительных машин».

Малышкин ДСЗ-1.jpg

Физическая сложность работы крановщика Дмитрия не пугает. Подъём-спуск по лестнице – ну как хорошая зарядка, всегда зато в форме, смеётся он.

«Крановщик – это особая работа, тут от человека очень многое требуется, - говорит Дмитрий Викторович. – Сообразительность и в первую очередь – знания, знания и знания. Учиться будущему крановщику нужно всерьёз. Без всяких там «спустя рукава». Ведь когда ты приходишь на производство, на тебя такая ответственность ложится!

По большому счёту, крановщик в ответе за всё – за машину и себя, за стропальщиков и ход их мыслей, их надо предугадать и поступки предвидеть. Держит ли это в напряжении? Сначала, когда я только начинал, да. А сегодня, когда уже столько лет работы за плечами, всё как-то проще, на интуиции, на опыте. Спокойно и на автомате».

Дмитрий Малышкин уверен: юношам, обдумывающим житьё-бытьё, если есть желание приобрести рабочую специальность, стоит присмотреться к профессии крановщика.

«Непыльная – в буквальном смысле, мы же на высоте, - смеётся он. – И оплачивается хорошо, очень даже хорошо. И коллеги уважают».

«Я в своей работе люблю высоту! – говорит Любовь Данилова, машинист крана сухого порта. – Когда девчонкой ещё профессию выбирала, подумала – высоты не боюсь, почему не попробовать. Выучилась, столько лет работаю, а знаете – я теперь без высоты не могу, как моряк без моря, совсем. Высота для меня – это стихия, моя стихия!».

Сухой порт_Данилова Любовь1.jpg

Работает Любовь Васильевна на козловом кране, а ещё за свой большой трудовой путь она освоила и башенный, и мостовой, и плавкран. Универсальный мастер!

«Тяжёлая ли работа? – удивляется Любовь Данилова вопросу. – Да не тяжелее прочих, правда. Я об этом особо не думаю, так люблю своё дело. Люблю с людьми общаться, люблю тот драйв, который даёт моя работа, даже ту ответственность, которую она на меня налагает, тоже люблю. Ну вот такой я человек! Правду всегда в глаза говорю, всю жизнь я такая.

Очень я хотела попасть на работу в Востокцкемент, говорили мне, что здесь всё вовремя и честно. Так оно и оказалось! И зарплата вовремя, и спецодежду выдают, и соцгарантии. Нравится мне здесь».