Строительный материал, представляющий собой сочетание бетона и стальной арматуры, монолитно соединённых и совместно работающих в конструкции. Совместное использование бетона и арматуры основано на том, что прочность бетона при растяжении значительно (в 10—20 раз) меньше, чем при сжатии, поэтому в железобетонной конструкции он предназначается для восприятия сжимающих усилий; сталь же, обладающая высоким временным сопротивлением при растяжении и вводимая в бетон в виде арматуры, используется главным образом для восприятия растягивающих усилий. Бетон при твердении прочно сцепляется со стальной арматурой и надёжно защищает её от коррозии, т. к. в процессе гидратации цемента образуется щелочная среда; монолитность бетона и арматуры обеспечивается также относительной близостью их коэффициентов линейного расширения; в пределах изменения температуры от —40 до 60°С основные физико-механические характеристики бетона и арматуры практически не изменяются, что позволяет применять железобетон во всех климатических зонах.
Основа взаимодействия бетона и арматуры — наличие сцепления между ними. Сцепление арматуры в бетоне зависит от следующих факторов: механического зацепления в бетоне специальных выступов или неровностей арматуры, сил трения от обжатия арматуры бетоном в результате его усадки; определяющим является фактор механического зацепления. Применение арматуры периодического профиля, сварных каркасов и сеток, устройство крюков и анкеров увеличивают сцепление арматуры с бетоном и улучшают их совместную работу.
Для предохранения арматуры от коррозии и быстрого нагревания (например, при пожаре), а также надёжного её сцепления с бетоном в железобетонных конструкциях предусматривается устройство защитного слоя бетона толщиной от 10 до 30 мм; в агрессивной среде толщина защитного слоя увеличивается.
Железобетонные конструкции по способу изготовления разделяются на монолитные и сборные.
Монолитные железобетонные конструкции возводят непосредственно на том месте, где, согласно проекту, они должны быть установлены; при их возведении затрачивается большое количество ручного труда и материалов на изготовление опалубки и др. Преимущества монолитного железобетона: относительная легкость каркасной конструкции, создание запаса прочности, который компенсируют возможные просадки или размывания слабых грунтов за счет единства работы плиты основания, стен и перекрытия, устройство единой горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, что особенно важно в условиях водонасыщенных грунтов и др. Недостатки: более дорогая, чем при использовании сборного железобетона стоимость постройки и более длительный срок производства строительных работ.
Сборные железобетонные конструкции во многих случаях значительно экономичнее монолитных, так как их изготовляют на специализированных заводах и полигонах с рационально организованным высокомеханизированным технологическим процессом производства. Преимущества: высокая скорость и простота монтажа. Недостатки: большая собственная масса изделий, высокая тепло- и звукопроводность, возможность появления трещин при изготовлении и эксплуатации конструкций и др.