В Санкт-Петербурге с января по август 2007 года цены на товарный бетон выросли на треть. Несмотря на некоторый спад в строительной сфере, связанный со стагнацией жилищного рынка, потребность в бетоне все же растет в связи с возведением крупных промышленных объектов, активным строительством торгово-развлекательных комплексов, КАД, ЗСД и других "стратегических" объектов: Орловский тоннель, квартал "Балтийская жемчужина" и т.п.
Объемы и проблемы
Емкость рынка, или максимальный объем продаж товарного бетона, которого могут достичь все компании рынка, в течение 2007 года составит и, возможно, даже превысит 4 млн.куб.м. Но реальный размер рынка, то есть количество конкретных продаж, например, за 2006 год, по оценкам экспертов, составил около 3 млн.куб.м, что является свидетельством дефицита бетона, причем вызванного не недостатком производственных мощностей, а проблемой сырьевого ограничения. Производитель бетона зависит от поставок цемента, а его в регионе производится значительно меньше, чем требуется. По данным ассоциации «Абетон», общероссийский дефицит цемента составляет порядка 30 млн. тонн в год, при этом сейчас в России стоимость цемента в 2-3 раза выше, чем в Европе. К основным препятствиям развития отечественного рынка бетона относятся рост цен на цемент и инертные материалы, отсутствие эффективной транспортной инфраструктуры для перевалки цемента, отсутствие водного перевалочного пункта для импорта.
Еще одной проблемой бетонного рынка являются «серые» производители, которые работают только в течение летнего периода и производят дешевые бетон и раствор низкого качества. Российским законодательством не предусмотрена обязательная сертификация этих материалов, поэтому такое производство имеет право на существование, но строительным организациям, ориентированным на возведение качественных зданий и сооружений, такая продукция не подходит. К сожалению, многие заказчики ориентируются, прежде всего, на цену бетона, не принимая во внимание то, что при использовании высокомарочного бетона стоимость готовой конструкции снизится за счет экономии, к примеру, на армировании ее металлопрокатом. Безусловно, с дальнейшим развитием рынка и введением обязательной сертификации проблема производства некачественного бетона на подобных «заводах» исчезнет.
Рынок бетона в Санкт-Петербурге можно условно разделить на корпоративный сегмент и сегмент предприятий «свободного рынка», находящихся между собой в состоянии жесткой конкуренции. Принцип работы корпораций состоит в том, что предприятия в них соединены «нерыночными» связями и обслуживают строительные объекты своих корпораций. Их загрузка осуществляется централизованным заказом, и уровень загрузки основных производителей составляет 60-70%. Основными производителями товарного бетона в Санкт-Петербурге являются «Объединение 45» (7 заводов), «ЛенСтройДеталь» (2 завода), «Бетомикс ЛО» (4 завода), «СЗНК-бетон» (4 завода), ЗАО «Петерасфальт» (6 заводов). Среди производителей бетоносмесительного оборудования в Санкт-Петербурге наиболее популярны марки LIEBHERR, Elba, Teckwill. Производительность крупных бетоно-смесительных установок достигает 230 м3 в час.
Перспективы
В настоящее время происходит изменение структуры рынка бетона в сторону производства более дорогого и качественного продукта. Активно используются специальные добавки и пластификаторы. В строительстве все чаще применяются высокомарочные бетоны, с использованием которых возможно уменьшение толщины стены при сохранении несущей способности. В этом плане показателен московский рынок, где бетоны класса В40 и В50 совсем не редкость, так как там более развито высотное строительство. Строительство небоскреба «Охта-центр» в Петербурге потребует применения бетона класса В90. Таким образом, увеличение этажности проектируемых объектов приводит к спросу на более высокие марки бетона, что заставит производителей модернизировать свои заводы. Сеть современных и высокотехнологичных производств уже построена вокруг города. За 2006-2007 годы произошло существенное развитие многих компаний, к ним будут стремиться подтянуться и другие фирмы. На современный строительный рынок приходят информационные технологии, позволяющие оптимизировать не только производственные процессы, но и логистику, точность и скорость доставки.
Оценка доли рынка товарного бетона Санкт-Петербурга у разных производителей:
- ОАО «Объединение 45» — 32%
- ОАО «ЛенСтройДеталь» — 13%
- ЗАО «Петерасфальт» — 10%
- ЗАО «Бетомикс ЛО» — 9%
- ЗАО «СЗНК-бетон» — 9%
- «Петробетон Индустрии»,
- «Нордмикстранс»,
- «Бетон-Возрождение»,
- Завод «Молодой ударник» — 4%
- «Стройкомплект» — 3%
- Прочие — 8%
Иностранцы в России
В 2008 г. на рынок бетона в Петербурге выходит финский концерн Lujabetoni. В его планах - открытие трех заводов общей мощностью около 280 м3 бетона в час. Инвестиции в проект превысят 1 млн евро. (Для сравнения: заводы ОАО "Объединение 45" (входит в Группу ЛСР), введенные за последние два года, достигают мощности 230 м3 в час бетона каждый).
Lujabetoni — второй по величине производитель бетона в Финляндии. В концерн входит 21 предприятие, оборот - 354 млн. евро в год. Также компания имеет завод в Швеции. Первый завод мощностью 40 м3 в час концерн приобрел в Коломягах, еще два планируется построить в Горелово, где уже куплен участок, и в Красногвардейском районе. По данным СМИ, Lujabetoni не намерен импортировать сырье из-за рубежа, а будет довольствоваться цементом местных производителей. В Петербурге давно присутствуют скандинавские производители бетона. В 1993 г. завод открыла финская компания Betomix, в 2000 г. вышла на рынок шведская NCC. Сейчас эти компании входят в десятку крупнейших производителей бетонных смесей в Петербурге.
Источник: Conon.ru