В. Семёнов
Анализ зарубежного рынка дорожной техники показывает, что наиболее массовыми по выпуску и по объемам продаж являются бульдозеры эксплуатационной массой до 18 т и мощностью двигателя до 180 л.с. Ведущие зарубежные тракторостроительные фирмы выпускают, как правило, сразу несколько базовых моделей промышленных тракторов и бульдозеров малого класса. Также выпускаются и многочисленные модификации, например, погрузочная модификация, трубоукладочная, мелиоративная (болотоходная) и т. д. У Caterpillar такими моделями являются D3, D4, D5, D6. У Komatsu – D31, D41, D58, D65. У Liebherr – PR 712, PR 722, PR 732.
Некоторое время на российском рынке малый класс был представлен всего одной моделью бульдозера Т-170М (Т-10) эксплуатационной массой 18,6 т и мощностью двигателя 170...180 л.с. Эта машина и сейчас выпускается на ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Промышленные тракторы и бульдозеры меньших тяговых классов в России вообще не производят, если не считать модификации сельскохозяйственных тракторов Т-4АП2 (АТЗ) и ДТ-75 (ПТЗ, Павлодар, Казахстан) и бульдозеров на их базе: Т-4АП. ОБГН-4м эксплуатационной массой 10,5 т и мощностью двигателя 130 л.с., ДЗ-162-1 эксплуатационной массой 7,16 т и мощностью двигателя 95 л.с.
Именно по этой причине ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ) разработало и начало выпуск промышленных тракторов класса 10, а также бульдозеров, созданных на его базе, с эксплуатационной массой 12...14 т и мощностью двигателя 180 л.с.
Бульдозер ТС-10 «Добрыня» предназначен для использования в дорожном, промышленном и гидротехническом строительстве, в горнодобывающей промышленности, в мелиорации и ирригации и других сферах деятельности. Базовым навесным оборудованием для трактора является бульдозерно-рыхлительное, однако по заявке заказчика трактор может агрегатироваться с погрузочным, трубоукладочным и другим оборудованием.
По техническим параметрам эта модель бульдозера обладает рядом существенных преимуществ. Прежде всего она восполнила пробел в типоразмерном ряду серийно выпускаемых в России промышленных тракторов между Т-4АП2 (промышленная модификация сельскохозяйственного трактора) и Т-170М. ТС-10 оснащен наиболее распространенным двигателем автомобильного типа, используемым в России и странах СНГ, – это ЯМЗ-236М2 номинальной мощностью 180 л.с. Однако в некоторых случаях, например по заказу потребителя, может устанавливаться силовой агрегат фирмы Cummins.
Трансмиссия трактора закрытого типа гидростатическая (ГСТ) с разделением мощности по бортам, отдельной от навесного оборудования гидросистемой с гидромоторами и гидронасосами фирмы Bosch-Rexroth. Такая ГСТ позволяет осуществлять непрерывный подвод мощности к каждой гусенице, в том числе при повороте, что увеличивает тяговое усилие по сцеплению и уменьшает буксование гусеничного движителя. Ограничение максимального тягового усилия на один борт (не более 60%) уменьшает нагрузки на элементы конструкции, повышая тем самым надежность работы узлов и систем бульдозера.
Регулирование максимального тягового усилия и скорости на бульдозере ТС-10 производится переключением рабочего или транспортного диапазона и изменением объемов гидромоторов со 112 до 60 см3. Максимальное тяговое усилие легко ограничивается с помощью настройки предохранительных клапанов.
Регулирование скорости от 0 до 9,2 км/ч, а также направления движения, в том числе разворот на месте вокруг центра тяжести бульдозера за счет вращения гусениц в противоположных направлениях, осуществляется бесступенчато. Для этого применяется пропорциональная механогидравлическая система управления гидронасосами. Предусмотрено снижение максимальных оборотов регулируемых гидромоторов до 3600 мин-1 и снижение максимального давления при тяге по сцепной массе до 360 кг/см2. Конструкция насосной станции и бортовых редукторов позволяет полностью разгрузить выходные валы гидроагрегатов от радиальной нагрузки. Все это повышает надежность гидростатической трансмиссии.
Механическая часть трансмиссии состоит из насосной станции и двух бортовых редукторов (по одному на каждый борт). Бортовые редукторы трехступенчатые со стояночными тормозами, первая ступень – цилиндрическая, вторая и третья – планетарные.
В бульдозере ТС-10 ходовая часть – полужесткого типа с балансирной балкой, жесткой подвеской опорных катков и вынесенной осью прокачки тележек. Проработана кинематическая схема подвески, позволяющая исключить внутренние напряжения в элементах ходовой части и рамы трактора, возникающие при прокачке гусеничных тележек.
В бульдозерно-рыхлительном агрегате применено несколько новых патентоспособных конструкторских решений, в частности кинематически «чистая» конструкция подвески ходовой части к раме трактора.
Кабина и капот ТС-10 – опрокидывающиеся. Такая конструкция улучшает доступ к агрегатам ГСТ, двигателю и его системам. В конструкции кабины применены современные элементы безопасности ROPS-FOPS. Обзорность, уровень шума и другие эргономические показатели на рабочем месте оператора также отвечают современным требованиям. Наличие двухрежимного отопителя кабины позволяет работать в самых суровых зимних условиях.
Система управления машиной максимально упрощена – это расположенные справа и слева джойстики, что значительно снижает утомляемость оператора. Удобное диагностическое табло дает исчерпывающую информацию о режимах работы и состоянии различных узлов и систем машины.
Источник: "Основные средства"