Сергей Аврамец: «Все составляющие для успешной работы и развития предприятия у нас есть»
Количество просмотров: 2842
СМТ-12 работает при Западно-Сибирской железной дороге с 1939 года. Он назывался «Дорстройтрестом» и был создан как генподрядная организация для строительства объектов ЗСЖД. В 2003 году Министерство путей сообщения было преобразовано в ОАО «Российские железные дороги». Таким образом, трест оказался не в составе ЗСЖД, а стал филиалом ОАО «РЖД» и получил название Строительно-монтажный трест N 12. Насколько эта ситуация повлияла на работу предприятия, нашему корреспонденту рассказывает управляющий компании Сергей Аврамец.
— В 2006 году организовалось ОАО «РосЖелДорСтрой», учредителем которого выступило ОАО «РЖД» а в качестве уставного капитала использовано имущество всех строительно-монтажных трестов ОАО «РЖД». Все тресты ОАО «РЖД», а их было 19, перешли в ОАО «РЖДС». Теперь наша компания является не филиалом ОАО «РЖД» при Западно-Сибирской железной дороге, а отдельным юридическим лицом, дочерним предприятием, 99,9% акций которого находятся у ОАО «РЖД», филиала ООО «РЖДС», головной офис которого находится в Москве. Всего в нашей компании 19 строительно-монтажных трестов, в том числе два специализированных — «Зарубежстрой», «Спецмосттрест».
Основное направление нашей работы — строительно-монтажные работы зданий как промышленного, так и гражданского назначения, устройство железнодорожных путей, выпуск изделий стройиндустрии — металлоконструкции, нестандартное оборудование, сборный железобетон, кирпич.
— Как эти изменения повлияли на работу вашего предприятия?
— Я думаю, что это изменения к лучшему. Основной наш заказчик — ОАО «РЖД», филиал Западно-Сибирской железной дороги. Раньше деньги выделялись только на содержание треста и его подразделения, на оплату услуг, которые были оказаны тресту. Расчеты между филиалами в денежном выражении не производились, то есть заработанные деньги трест не получал. Мы находились практически на бюджете ОАО «РЖД». Сейчас мы работаем в новых экономических условиях, где расчеты, в том числе и с ОАО «РЖД», производятся в денежной форме. У нас появилась прибыль, раньше этого не предусматривалось. А если предприятие хорошо работает, оно имеет прибыль, соответственно, есть возможность направить ее на социальные нужды, приобрести новую технику, оборудование.
В нашем филиале 12 подразделений. Базы этих предприятий расположены от Казахстана до Красноярска. Подразделения дислоцированы в Омске, в Карасуке, Новосибирске, Тайге, Кемерове, Белове, Барнауле. Это пять строительно-монтажных управлений, одно специальное управление «Мостопоезд», дорожные мастерские в Омске, завод металлоконструкций в Ленинске-Кузнецком, два завода ЖБК — в Белове и Омске, кирпичный завод в Новосибирске.
У нас заключено около 40 договоров. Основной приоритетный заказчик — ОАО «РЖД», в лице Западно-Сибирской железной дороги, а также другие организации самых различных форм собственности, как частные, так и государственные. В процентном соотношении по инвестициям — 20% в нашем пакете заказов занимает ОАО «РЖД».
— Какими ресурсами располагает ваш трест, чтобы выполнять такой объем работы?
— Во-первых, у нас большой коллектив — около 2000 человек, во-вторых, капитал общества в виде основных средств движимого и недвижимого имущества составляет по балансу около миллиарда рублей. Достаточно технических и людских ресурсов для выполнения задач, которые мы ставим перед собой. Хотя не все гладко бывает, техника устаревает, требует обновления. В связи с новыми объектами собираюсь заниматься этой проблемой. В новых условиях для этого есть больше возможности.
В принципе по той причине, что свободных денег и прибыли у нас не было, приобрести новое оборудование было практически невозможно. С разрешения головной организации мы можем распоряжаться своими финансовыми средствами, в том числе приобретать технику.
— Какие интересные проекты реализуете в настоящее время?
— Самый интересный наш объект — это туристско-спортивный комплекс европейского стандарта, по типу Альпийских курортов, аналога которому в России и странах бывшего СССР нет и не было. Мы выступаем там как генподрядчики и уже приступили к работе. Довольно интересный пилотный проект — это туристский комплекс на 12 тысяч номеров, около 10 подъемников, а также вся инфраструктура — кафе, дискотеки, пункты проката.
Мы только начали работать с этим объектом. Инвестиции на первую очередь, около 600 млн евро, выделены. Весь проект оценивается примерно в 2 млрд евро. Я строил много промышленных сооружений, шахт, но таких интересных проектов, как туристский курорт, не было.
В новых рыночных условиях не отказываемся от любой работы. Сейчас очень динамично развивается Кузбасский регион, есть у нас пакет заказов и по угольным предприятиям.
— Какие преимущества в работе вашей компании, на чем основано доверие заказчиков?
— Для удобства заказчик заключает договор генподряда с одним строительным подразделением (на таких объектах число организаций может достигать тридцати), в частности, с нашим трестом, который в целом отвечает за стройку, которая набирает подрядчиков и несет ответственность за всю стройку в целом. Это надежнее — спросить с одной организации, чем уследить за работой нескольких компаний.
Наше предприятие — серьезная престижная организация, долго работает на строительном рынке, имеет свою производственную базу со своим солидным уставным капиталом.
Заказчик выбирает надежную, опытную генподрядную фирму, которая способна управлять другими строительными подразделениями. Институт генподряда — это сложившаяся мировая практика.
У нас генподрядная организация, которая строит не только собственными силами, но и привлекает другие строительные предприятия.
У генподрядной организации около 30–40% объектов строительства ведутся собственными силами, а 60–70% — привлечение субподрядных организаций в основном для производства специальных видов работ. Это, например, установка систем кондиционирования вентиляции, электрические сети, канализация, телекоммуникации, монтажное оборудование.
— Какова динамика развития строительного рынка, как это отражается на работе вашей организации?
— В плане строительных технологий, конечно, произошел большой прорыв, мы получили новые материалы, технологии, которые значительно увеличивают качество, уменьшают сроки строительства, улучшают дизайн. Кардинальные изменения коснулись строительной технологии, а также мощной современной техники, аналогов которых у нас не было.
В организационном плане происходит все более широкая специализация строительных подразделений. Сейчас приходится бороться за каждого заказчика, рынок требует особого подхода, изучения, маркетинга. Заказчику не приходится, как раньше, обивать пороги, у него есть широкий спектр подрядчиков, услугами которых он может воспользоваться. Главное — работать так, чтобы выбор заказчика останавливался на твоем предприятии.
— У вас довольно большой коллектив сотрудников. Как подбираете специалистов в уже сложившийся состав профессионалов?
— По кадровому составу на строительном рынке ощущается дефицит как рабочего, так и инженерно-технического персонала. Это связано с ранее сложившейся экономической ситуацией. Отсутствие строительства на рынке, развал экономики, который коснулся и строительной отрасли, привели к тому, что учебные заведения перешли на те профессии, которые были более востребованы. Инженерные, строительные специальности на время позабыли. Теперь мы пожинаем плоды — нет молодых специалистов. Многие оставили эти специальности и перешли в коммерцию. Найти экскаваторщика, бульдозериста, геодезиста сложно, их практически не готовят. Сейчас работа на стройке идет по новым технологиям, с современной техникой, поэтому приходится брать человека, обучать его индивидуально в тех компаниях, которые занимаются производством техники. Много специалистов работает пенсионного возраста.
— Какие перспективы ожидают ваше предприятие в ближайшее время?
— Сегодня у нас доля заказов ОАО «РЖД» около 20%, мы планируем довести до 50%, и это, я повторяюсь, приоритетное направление. Работать будем над новыми проектами, увеличивать объемы в Новосибирской области и Алтайском крае.
Если в апреле у нас был пакет заказов в 4 млн руб., то сейчас у нас в работе около миллиарда. Это не предел. До конца года пакет заказов постараемся довести до 1,5–2 млрд.
Строительному предприятию для существования необходимы: пакет заказов, средства производства, коллектив, умение им управлять. Все эти составляющие для успешной работы и развития предприятия у нас есть.