Олег Геевский: «Ангарскцемент» следует рассматривать как фактор стабильности»
Количество просмотров: 2747
Наталья МИЧУРИНА
Собственники компании «Ангарскцемент» отдали одну из ключевых позиций в управлении предприятием региональному менеджеру. Конфликтовавшие до октября прошлого года кемеровское ОАО Холдинговая компания «Сибирский цемент» и новосибирское ОАО «Группа компаний РАТМ» при голосовании по кандидатуре председателя совета директоров поддержали представителя иркутского бизнеса, главу объединения «Ермак» Олега Геевского. Именно ему предстоит оптимизировать корпоративное управление предприятием до тех пор, пока его совладельцы не решат вопрос, кому будет принадлежать ангарский комплекс по производству цемента.
— Как вы попали в совет директоров Ангарскцемента?
— Мою кандидатуру предложил РАТМ. Объединение «Ермак» является партнёром РАТМа по проекту «Ангарскцемент». В ноябре, уже после того, как конфликтующие за цементные активы акционеры пришли к прозрачным договорённостям относительно управления Ангарскцементом и карьером «Перевал», являющимся сырьевой базой для завода, был сформирован новый состав совета директоров. Сегодня этот орган управления двух предприятий абсолютно одинаковый. В него входят по три человека от РАТМа (владелец РАТМа Эдуард Таран, генеральный директор «РАТМ цемент холдинга» Виктор Беляев и Олег Геевский. — «Конкурент») и от «Сибцема» (президент компании Андрей Муравьёв, вице-президент Анатолий Анохин и акционер Андрей Кириков. — «Конкурент»). В конце апреля по предложению Эдуарда Тарана, сложившего свои полномочия председателя совета директоров, остальные директора проголосовали за мою кандидатуру. Думаю, выбор представителя региона был связан с тем, что, находясь на месте, можно более гибко реагировать на возникающие на местном рынке проблемы. Акционеры согласились с тем, что регион имеет большой потенциал к развитию.
— В чём сейчас заключается ваша миссия?
— Исключить возможность даже малейших спекуляций на теме предприятия. Мы рассматриваем ангарский актив как фактор стабильности регионального строительного комплекса. Особенно сейчас, когда сложные процессы по притиранию отношений ещё недавно недружественных по отношению друг к другу собственников завершены и перешли в конструктивные. Создать условия для стабильного развития предприятия. Сейчас идёт рост производства. Так, начиная с февраля объёмы производства и реализации ежемесячно увеличиваются в среднем на 10-20 тыс. тонн. При этом завод сохранил высочайшее качество продукции. Как представитель региона я также являюсь сторонником активной налоговой политики, и эта позиция поддержана крупными акционерами. Объединённый актив имеет очень прозрачные финансы. В этом году мы прогнозируем реализовать продукции на 5100 — 5200 млн. рублей, налоговые платежи должны составить свыше 1100 млн.
— Насколько сложны рынки сбыта предприятия?
— Региональный рынок близок к дефициту. Критический момент может наступить уже в 2010 году. Для России в целом это реальность. В 2007 году дефицит составлял 2 млн. тонн и может вырасти до 15 млн. тонн к 2013 году. Цементники, конечно, стараются поспеть за строителями. Из открытых источников известно, что в прошлом году производство цемента выросло на 9%. Мощность всех заявленных к строительству заводов уже превышает 140 млн. тонн. Даже если половина этих проектов будет реализована, как считают аналитики, то внутренний спрос на цемент будет покрыт. Пока же некоторые динамично развивающиеся сибирские регионы уже дефицитны.
Иркутская область с объёмами ввода жилья на уровне 570 тыс. кв. м не может сравниться с Новосибирском или Красноярском, где в прошлом году было введено по 1 млн. кв. м. Тем не менее на потребление региональными строительными компаниями пришлось 730 тыс. тонн из 1,1 млн. тонн цемента, произведённого Ангарскцементом в прошлом году. В этом году, по нашим оценкам, цифра будет близка к 900 тыс. тонн. Существующих мощностей Ангарскцемента хватит при условии ввода в регионе до 700 тыс. кв. м в год.
— Как быстро комбинат может реагировать на растущие потребности строителей?
— Перед нами стоит задача расширения мощностей. Стройкомплекс региона будет развиваться не только за счёт увеличения ввода жилья. Ведётся активное дорожное строительство в областном центре, строится объездная дорога, которую все ждут, она должна разгрузить Иркутск. Надеюсь, будет реализован проект строительства нового аэропорта, будут интенсивно осваиваться газовые месторождения. Это даст существенный рост потребления цемента. В течение года мы планируем за счёт модернизации увеличить годовое производство с 1,1 млн. до 1,2 млн. тонн. В планах предприятия — нарастить выпуск продукции к 2010-11 годам на 90%.
— Как меняется структура потребления цемента?
- Сезонность потребления цемента внутри Иркутской области для нас остаётся больным вопросом на протяжении многих лет. Кривая отгрузки растёт к июню, достигая максимума в летние месяцы, и падает к зиме. Верхняя и нижняя цифры могут отличаться более чем в два раза. Наш план выпуска июня составляет 124 тыс. тонн, а в январе реализовано менее 60 тыс. тонн, причём сбыт внутри региона нашло менее половины. Строители знают, что цемент как раз тот продукт, который невозможно заготовить впрок. Невозможно, например, две месячные нормы уложить на склад. Принято считать, что если цемент пролежал на хранении месяц, то он теряет одну единицу в марочности.
Раньше сезонность выравнивалась работой Иркутского домостроительного комбината и небольших заводов железобетонных конструкций, которые делали лестничные пролёты, перегородки, плиты перекрытия, стеновые панели. Теперь иркутские строители предпочитают всё это изготавливать в монолите прямо на стройплощадке в положительные температуры, чего требуют комбинированные методы строительства. Западные регионы, напротив, сохраняют фактически ровный объём потребления, потому что активно используют в том числе комбинированные методы строительства. В итоге мы вынуждены использовать нерыночные подходы и летом говорить нашим партнёрам в западных регионах: «Ребята, извините, мы должны удовлетворять потребности на месте». В летний период сокращаем поставки за пределы региона практически до нуля.
— Заградительные процедуры являются элементом вашего протекционизма? Чем закончились разбирательства антимонопольной службы относительно запрета на вывоз цемента летом прошлого года?
— ФАС пока не вынес решения. Но предприятие не считает себя виновным в сложившейся тогда ситуации. Поскольку у Восточно-Сибирской железной дороги по команде губернатора было предписание не давать нам вагоны для отгрузки в другие регионы. Сегодня заградительные процедуры — бессмыслица. Мы и сами понимаем, что здесь, в Иркутской области, живёт наш основной клиент, и если он не будет развиваться, продукцию надо будет возить за тысячи километров. Поэтому в этом году заявочную кампанию мы начали со встречи с крупными потребителями.
— Вы не боитесь конкуренции с китайским цементом, особенно сейчас, когда импортные пошлины отменены?
— Разговоров о китайском импорте много, но на рынке он составляет небольшую долю. По нашим оценкам, она не превышает 10%. Объективно эти процессы сдерживает слабая логистическая инфраструктура. Отраслевые эксперты говорят, что в 2007 году объём импорта вырос примерно на 50% и составил около 1,5 млн. тонн при собственном производстве 55-60 млн. тонн. Хотя нельзя отрицать, что тенденция увеличения импорта китайского цемента всё же наблюдается.
К нам в регион цемент из Китая можно завозить только через дальневосточные порты. Транспортировка железной дорогой через Монголию является в силу разных причин практически нерешаемой проблемой. Перевалка в портах тоже непросто осуществляется. Российские порты не могут засыпать цемент с судов в железнодорожные вагоны, отсутствуют специальные терминалы. По этой причине морские поставки осуществляются в специальных мешках — биг-бэгах ёмкостью полторы-две тонны. Потери при транспортировке и разгрузке цемента в них доходят до 5-10%. К тому же припортовые железнодорожные станции, и не только припортовые, перегружены, подвижной состав в дефиците. Потом, следует чётко понимать, что китайский цемент — это очень отличающийся от российского, даже по химическому составу, продукт, у него и технология производства отличается, и технология применения. Таким образом, сегодня для обеспечения страны цементом надо будет либо развивать порты для того, чтобы ввозить цемент, либо развивать производственные мощности внутри. На сегодняшний день в Китае вышли на уровень производства цемента 0,8 кг на душу населения. В Иркутской области — 0,4, по России эта цифра колеблется от 0,4 до 0,6.
— Очевидно, что сегодня поводом для роста импорта стал не только дефицит, но и высокий уровень внутренних цен на цемент. В 2007-м он подорожал почти на 80%. Некоторые игроки прогнозируют, что в этом году цены могут подскочить ещё выше: до 9-10 тыс. рублей. Какой будет ценовая политика комбината?
— Для начала скажу, что цемент — продукт биржевой. И ценовой вопрос в нашей сфере жёстко контролируется налоговиками на предмет возможного сокрытия налогов. Тем не менее ангарский завод в сравнении с соседними предприятиями практически по всем продуктовым группам держит самые низкие цены, кроме, пожалуй, цемента в мешкотаре. Например, взять группу «навал»: в мае Ангарск предлагает 4700 рублей за тонну, наши соседи — 5000, 5600 и более. Причём это цены заводов без транспортных расходов. Существует такая тенденция: чем компании расположены ближе к европейской части России, тем их ценовая политика более подвержена биржевым влияниям.
Рост цен — общая тенденция. Но ставим перед собой задачу в сезон их держать неизменными. Июньская цена будет зафиксирована до сентября. У нас было повышение цены в апреле, но, в отличие от многих других предприятий по производству цемента, мы отказались от повышения цен в мае. Хотя потребность корректировать стоимость продукции возникает, в том числе и из-за роста тарифов монополий. Подчеркну: динамика цен предприятия не превышает уровень реальной инфляции. Энергоносители, топливо ползут вверх. Выросли железнодорожные тарифы, и мы не можем на это не отреагировать. Не надо забывать, что мы везём сырьё из Слюдянского района, за 200 километров, когда большинство российских заводов расположены на борту карьеров. Есть ещё фактор сезонности, о котором мы уже говорили. В результате мы вынуждены налаживать сбыт продукции далеко за пределами региона, неся дополнительные издержки.
— Вы не боитесь быть обвинёнными в росте цен на жильё?
— Даже существенное повышение цены на цемент вряд ли может радикально повлиять на рост цен на недвижимость. Посчитайте сами. Бетон в себестоимости квадратного метра жилья занимает 6-9%, а цемент и того меньше — 4-6%.
— Существуют какие-то способы выравнивания спроса?
— Конечно, не наше дело советовать, как оптимизировать работу стройкомплекса, который интенсивно функционирует лишь несколько месяцев в году из-за применяемой повсеместно технологии монолитного домостроения. Но если не будут применены новые технологии в строительстве, нас как лихорадило, так и будет лихорадить. Я не являюсь апологетом ДСК. Но объективно возможность комбинированного строительства позволит сегодня выйти на качественно новый ритм работы. Если минимизировать монолитные процессы на стройплощадке, можно в том числе продлить строительный сезон. В Сибири ведь большая часть года — зима, а качество монолитного бетона при низких температурах становится большой проблемой.
Пока же строители исходят из того, что монолитное производство минимизирует мощности, все производственные процессы идут на площадке, не нужны склады. А мы, в свою очередь, вынуждены осенью, зимой и весной искать рынки для сбыта нашей продукции, выходить на западные регионы по поставкам нашей продукции. Сегодня на запад, в том числе и Москву, мы поставляем более 50% продукции, изготовленной в межсезонье.
— Когда должны начаться работы по расширению мощностей?
— Уже с 2009 года. Иначе мы не успеем за темпами развития регионального строительного комплекса.
— Собственники уже задумываются об источниках финансирования инвестпрограммы по расширению мощностей?
— Кредиты и собственные средства. Ввод новых мощностей — серьёзные затраты, на каждую тонну вводимых мощностей — до 200 долларов.
— Сегодняшняя сырьевая база может обеспечить рост производства?
— Карьер «Перевал» сможет стабильно обеспечивать завод сырьём, в том числе и с учётом роста до 1,2 млн. Далее будут вводиться мощности на новых месторождениях. Компания РАТМ стала владельцем лицензии на Быстринское месторождение, которое находится относительно недалеко от «Перевала». По сути, это один пласт, разделённый холмом. Кончено, там нет пока дорог и инфраструктуры. Их придётся строить. Сегодня возможности по разработке Быстринского изучаются. Наиболее оптимальным нам кажется развитие Быстринского с использованием технического и кадрового ресурса карьера «Перевал». Когда мы говорим об освоении новых сырьевых ресурсов, опираясь на возможности «Перевала», имеются в виду не только технические, но и кадровые. Сегодня на предприятии работает эффективная команда высококвалифицированных специалистов во главе с генеральным директором Иваном Никифоровым.
— Можно говорить о какой-то конкретно технологии, которая будет использована при расширении производства?
— Мы поступательно решаем задачи, которые ставит перед нами рынок. В первую очередь всё-таки надо обеспечить текущие потребности. В остальном изучается опыт немецких и словацких компаний, которые модернизировались, внося технологические новации и увеличивая объёмы производства. Сейчас Ангарскцемент использует мокрый способ производства, Европа — сухой. Американцы занимаются полусухим. Мы находимся в состоянии выбора метода производства. И пока склоняемся в сторону выхода на использование полусухого метода производства цемента, который позволит уменьшить потребление тепловой энергии, оптимизировать себестоимость.
— Что позволяет вам строить оптимистичные планы относительно будущего предприятий?
— Я уверен в том, что акционеры вполне осознанно выстраивают отношения, которые позволяют использовать в работе и завода, и карьера опыт, наработанный как РАТМом, так и Сибцемом. Именно поэтому у нас сегодня есть понимание того, как будет развиваться предприятие. Ангарскцемент сегодня — это не только предприятие, отметившее в прошлом году 50 лет. Такой возраст предприятия — это и проблемы, и традиции культуры производства, подкреплённые умением и желанием персонала работать. Сегодня средний возраст сотрудников 40 лет. Надо сказать, что в этом году мы впервые на предприятии утверждаем социальную программу. Важно, что и в регионе происходят позитивные изменения, в том числе и в руководстве. Нам просто ничего не остаётся, как сохранить наши позиции и улучшать их.