Независимый строительный портал Независимый строительный портал
Он-Лайн тех.поддержка
Поиск по сайту производится «Яндексом» Искать
Контактная информация:
Электронная почта:reklama@nsp.su
Главная страницаОглавлениеИнтервью
Поиск производителя
Местанахождение
Производитель
Искать в радиусе
Искать
ПАРТНЕРЫ
Нестандартные межкомнатные двери на заказ от производителя. Компания Vinchelli. Заказать тут.

обучение каллиграфии в Москве

Mozhaysk-mebel.ru мебель на заказ в Можайске

https://san-epidem.ru

АВТОРЫНОК

Интервью с президентом холдинговой компании «Сибирский цемент» Георгом Клегером

Количество просмотров: 6079

 О сегодняшнем состоянии отрасли, о задачах, которые перед ней стоят, и о перспективах нового проекта мы беседуем с президентом холдинговой компании «Сибирский цемент» Георгом Клегером.

Как случилось, что вы стали президентом ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент»?

Раньше я работал в фирме, которая с самого основания «Сибирского цемента» имела с ним деловые связи. Так что и я давно знаком с «Сибирским цементом», и «Сибирский цемент» давно знаком со мной. Думаю, поэтому и предложили эту работу именно мне.

Если говорить о мотивации, то «Сибирский цемент» – второй по величине производитель цемента в России, а российский цементный рынок очень интересен. В этой отрасли много чего нужно сделать. Заводы старые, а спрос на цемент растет и будет расти. Поэтому надо модернизировать производство, менять организационную структуру предприятий, работать над себестоимостью. Словом, есть много интересных задач.

Хочу отметить, что у «Сибирского цемента» интересная структура акционеров – кроме одного основного есть и много других, российских и иностранных. Акции компании котируются на бирже, а это делает необходимой интернациональную форму отчетности. Я спрашивал представителей зарубежных фондов и компаний, почему они инвестируют в «Сибирский цемент». Оказалось, им тоже интересно работать в России. При этом они могут не знать Сибири, местного цементного рынка, но инвестируют в нашу компанию как раз потому, что у «Сибцема» хорошие и понятные им показатели по международным стандартам.

Как бы вы охарактеризовали место «Сибирского цемента» на российском рынке?

Поскольку цемент нерентабельно перевозить на большие расстояния (дальше, чем на 2000 км), наша компания во многом зависит от развития Сибири. Например, олимпийские стройки в Сочи для нас хороши тем, что конкуренты везут свою продукцию туда, а не к нам. Наши рынки – в рамках Сибирского федерального округа. Поэтому доля «Сибцема» на российском рынке – почти 7%, а в СФО – почти 50%. В Сибири мы – лидеры, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Ведь лидер находится в выгодном положении, если рынок растет. Но если он падает, то положение лидера ухудшается быстрее прочих.

Кризис серьезно сказался на ситуации в отрасли в целом и на «Сибирском цементе» в частности?

Три года назад ни один из аналитиков рынка не говорил о том, что этот кризис придет. Он очень сильно ударил по цементной отрасли. Если в 2007 году в России было произведено почти 60 миллионов тонн цемента, то в 2009 году производство составило чуть более 43 миллионов тонн. То есть объем производства сократился более чем на четверть, а цены упали почти вполовину.

Отмечу, что в Сибири кризис сказался тяжелее, чем в Центральной России. Там, где высокая плотность населения, и в экономический спад дома будут строить. А мы больше рассчитываем на реализацию крупных инфраструктурных проектов – строительство мостов, дорог, энергетических объектов. Поэтому Сибири нужны инвестиции именно в такие проекты.

Эксперты уже говорят о росте рынка...

Очевидно, что европейская часть России быстрее выходит из кризиса, чем Сибирь и Дальний Восток. Для Сибири существенный фактор – сезонность строительного бизнеса, а значит, и цементного. Если в Сочи можно и в июле строить, и в январе, то при нашем климате это практически невозможно.

2010 год уже показывает, что по объемам производства мы понемногу из кризиса выходим. В этом году мы продадим продукции примерно на 10% больше, чем в прошлом. Подъем начался с мая-июня, уже летом у нас не хватало мешкотары для упаковки цемента. (К слову, тарированный цемент используется в основном при индивидуальном строительстве, значит, сейчас активнее развивается это направление.)

Впрочем, цена на цемент при небольшом росте объемов производства остановилась на достаточно низком уровне. Так, на 2011 год рынок прогнозируется с плюсом примерно в 10% к 2010 году. Однако докризисного темпа роста цен на цемент ожидать не приходится. Потому что есть и такой момент – если цена вырастает до определенного уровня, начинается конкуренция с импортной продукцией. Спрос не такой большой, как в предкризисные годы, конкуренция высокая, потому что много незадействованных мощностей. Значит, одна из основных наших задач – снижение себестоимости производства.

Насколько остра конкуренция на цементном рынке?

Она высока, потому что в России производственных мощностей примерно на 70 миллионов тонн цемента в год. В 2009 году было произведено чуть менее 44 миллионов тонн. То есть свободных мощностей достаточно. Их наличие ведет к обострению конкуренции. Она может быть по качеству, может быть по цене и по уровню работы с клиентами. Я думаю, что она останется острой во всем, тем более что цены упали по сравнению с предкризисными наполовину.

Хотя строители, заинтересованные в получении госзаказов, и сейчас говорят о том, что цемент слишком вырос в цене, я этот миф хотел бы развеять. В стоимости квадратного метра доля цемента занимает 5–7%, не более. А вот плитка и арматура очень сильно влияют на стоимость квадратного метра. В Казахстане вводили ограничения цены на цемент, а в Белоруссии, наоборот, недавно аналогичные ограничения отменили, потому что поняли: это никуда не ведет.

Но и мы не заинтересованы в слишком высокой цене, потому что тогда нам придется конкурировать и с китайским, и с турецким цементом. А если цена окажется не слишком высокой, то импорта цемента не будет – его просто невыгодно везти на такие расстояния. Ведь с проблемой конкуренции в России тесно связана проблема логистики. Как только начинается строительный сезон, возникает нехватка вагонов. Но цемент тоже не может ждать в Кузбассе, пока по железной дороге пройдет уголь. Так что основная конкуренция сейчас складывается по себестоимости.

А чем определяется конкуренция со стороны импорта?

В Сибири импорт – ненатуральное явление. До кризиса он был высоким, например, в Новороссийске, в Петербурге, на Дальнем Востоке, где есть порты. А наша территория расположена далеко от морских портов и может привлечь импортеров только в том случае, если цены на цемент вырастут выше мировой цены. Если у нас цена была 200 долларов за тонну, а в какой-то стране – 100 долларов, то выгодно было привезти сюда за 50 долларов и еще 50 на каждой тонне заработать. Поэтому не думаю, что в ближайшее время у нас цена на цемент будет выше 100 долларов за тонну.

С вашей точки зрения, можно назвать российский цементный рынок цивилизованным?

Все российские цементные заводы строились более 30 лет назад. Если говорить в этом аспекте, то российский цементный рынок не цивилизованный, поскольку он устарел. И продукция, и организация труда, и логистика нуждаются в инвестициях и модернизации. Мы начали строительство новой линии по сухому способу производства цемента в Красноярске. Если посмотреть в другом аспекте – собственно рыночном, – то мы помним, что еще не так давно бартер был нормальной формой расчетов. Сейчас такого уже нет, идет нормализация рынка. Но, повторюсь, и само цементное производство, и логистика нуждаются в модернизации.

У нас, например, цемент навалом перевозится в хоппер-цементовозах – вагон открывается, пыль летит во все стороны... Этого в Европе уже нет. Там цемент перевозится, как и бензин, в цистернах. Перегрузка его происходит через шланг с помощью пневмоподачи. Причем доставка цистернами осуществляется не только по железной дороге – в Германии, например, большая часть доставки цемента приходится на автомобильные перевозки.

В Сибири есть направления, на которых автомобильные перевозки напрашиваются сами – например, зачем из Новосибирска в Топки отправлять вагон, который три дня идет, лва дня стоит и потом еще три дня едет обратно? Можно в течение рабочего дня осуществить ту же перевозку автоцистерной. Это было бы правильно и цивилизованно – чисто и быстро. Но пока в России нет условий – того же оборудования для перегрузки цемента с помощью пневматики.

«Сибирский цемент», по сообщениям СМИ, обратился в суды с исками к ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» о взыскании ущерба, нанесенного ООО «Карьер «Перевал», и раскрытии информации о деятельности комбината. Насколько известно, ваш холдинг владеет 47,7% акций ОАО «АЦГК». Почему, являясь крупным акционером этого предприятия, «Сибирский цемент» не может добиться предоставления экономической информации о своем, по сути, активе?

Я, как президент компании, должен способствовать тому, чтобы все структуры холдинга работали эффективно. На АЦГК этого не происходит, нам не удается участвовать в управлении комбинатом совместно с мажоритарным акционером в рамках, обозначенных российским корпоративным законодательством. Этому может быть два объяснения. Во-первых, российское корпоративное законодательство молодо и все еще несовершенно. Во-вторых, не исключено, что на происходящее влияют некие прежние отношения между собственниками. Но, опять-таки, если бы законодательство было более однозначным, более четко прописывало корпоративные нормы в подобных ситуациях, думаю, что конфликтные вопросы решались бы прозрачно и объективно.

«Сибирский цемент» совместно с ГК «Ростехнологии» создает «Русскую цементную компанию». Каковы предпосылки для формирования такой бизнес-структуры в рамках частно-государственного партнерства?

Сейчас на цементном рынке России около пятидесяти игроков. Из них лишь один крупный – «Евроцемент». И было бы логично, если бы появился еще кто-то, в противовес ему. Ведь когда только один крупный игрок, а вокруг много мелких – это неправильно. Нельзя забывать о модернизации отрасли. Мы уже говорили о том, что абсолютное большинство цементных заводов в России – старые. Для того чтобы быть конкурентоспособными, нужно инвестировать в развитие и модернизацию производства. Это приведет и к улучшению экологической обстановки, и к снижению (или хотя бы к прекращению роста) себестоимости. Но на все эти мероприятия нужно очень много денег, ведь цементная отрасль – капиталоемкая.

Вот в Китае кризиса в цементной промышленности нет, там более 10% роста. Они построили новые заводы и сейчас закрывают старые, технологически устаревшие. Это очень правильная политика. Новые заводы работают эффективнее, себестоимость ниже, воздействие на окружающую среду меньше и объемов производства хватает. А мелкие игроки не смогут строить новые заводы и закрывать старые. Поэтому эффективны будут лишь крупные предприятия.

Таким образом, чтобы пошел инвестиционный процесс, нужна концентрация отрасли, потому что мелкие игроки сами вложение крупных средств в модернизацию не потянут. Осуществить эту концентрацию можно с сильным партнером, который бы еще и руководил этим процессом. И одной из возможностей в этом направлении является частно-государственное партнерство. При административной поддержке и государственных кредитных ресурсах эта модернизация пройдет быстрее. Ведь нужно будет привлекать высококвалифицированных специалистов, услуги которых для небольшого предприятия могут оказаться слишком дорогими. Гораздо эффективнее, если те же специалисты будут заниматься модернизацией сразу нескольких предприятий.

Кроме того, у «Ростехнологий» есть машиностроительные мощности, которые сейчас также используются не в полном объеме из-за спада заказов от оборонной отрасли. А машиностроительные предприятия, производящие оборудование для цемзаводов, не успевают выполнять все поступающие заказы.

Однако все не так просто. Для того чтобы «Ростехнологии» смогли производить современное оборудование для цементных предприятий, нужна не только техника – нужны специалисты. Или, как вариант, работа в партнерстве с зарубежными компаниями, которые предоставили бы свои разработки и инжиниринг.

Существуют примеры быстрой модернизации цементной отрасли за счет ее концентрации?

Такие примеры есть. Скажем, во Франции это компания «Лафарж», которая очень быстро модернизировала цементное производство. Такие же примеры есть в Германии, Италии, где на цементном рынке – по два-три крупных игрока. Опыт показывает, что такая структура более эффективна. В мире существует около десятка больших компаний (если не учитывать Китай), которые занимаются производством цемента на высоком технологическом уровне. Если Россия хочет до этого уровня быстро дорасти, нужны огромные ресурсы, серьезные инвестиции.

Не приведет ли создание крупного монополиста на рынке цемента к повышению цен?

Думаю, что не приведет, поскольку, как мы с вами уже говорили, если цены будут слишком высокими, к нам на рынок пойдет китайский и турецкий цемент. Кроме того, если на рынке будет 10 производителей, конкуренция тоже будет высокой, и она не даст подниматься ценам.

Но конкуренция бывает разная. Плохая конкуренция – когда в капиталоемкой отрасли много маленьких производителей. А производство цемента весьма капиталоемко, не говоря уже о цене предстоящей модернизации. У каждого из мелких игроков в отдельности нет средств на техническое перевооружение, строительство новых заводов. И это ведет к снижению качества продукции и ее высокой себестоимости. Поэтому надо находить правильный баланс между количеством игроков на рынке и их качеством.

Кроме того, мы уже не можем быть независимыми от всего остального мира, не учитывать основные принципы ведения бизнеса, отключиться от конкуренции в ее глобальном формате. Конечно, и в России в каждом регионе есть местные особенности, но общие принципы бизнеса везде одинаковы. Эффективность – основное условие его функционирования хоть в Европе, хоть в Китае, поскольку отстающие умирают. Есть заданная мировая цена, есть мировой уровень качества, и нам нужно достичь такой себестоимости, при которой наш бизнес будет рентабельным.

Справка:

Георг Клегер – президент ОАО «ХК «Сибирский цемент». Учился в Техническом университете г. Познань (Польша), защитил степень магистра по специальности «инженер-строитель». В 1988 году поступил в Высшее профессиональное училище г. Бохум (Германия), которое окончил с дипломом инженера-экономиста. Работал в Германии и странах Восточной Европы. До 2009 года являлся членом правления, ответственным за Центральную и Восточную Европу, в одной из крупнейших мировых компаний по производству цемента. С июля 2009 года назначен президентом ОАО «ХК «Сибирский цемент». Стаж работы – более 30 лет.

Источник:

http://ogirk.ru:80/news/2010-12-03/kleger.html

 

Количество просмотров: 6079
Оставить комментарий 
Вернуться назад 
ВХОД ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Вход     Регистрация

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Редакция: editor@nsp.su
Общие вопросы: info@nsp.su
Реклама: reklama@nsp.su
Реклама   |   О нас   |   Карта сайта


При использовании материалов сайта ссылка (hiperlink) обязательна
Copyright© 2006 - 2024. NSP.SU.
All rights reserved.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100