Но вопросы остались. Увы, министр не объяснил, чем вызвана необходимость формирования данного объединения. Неужели грандиозными убытками модернизированных цементных заводов? А может быть, корпорация создается в целях облегчения «выхода белорусских строителей на внешний рынок»? При этом, как сообщает агентство «Интерфакс-Запад», Анатолий Ничкасов раскритиковал «холдингизацию», которой, по его словам, не следует увлекаться. Он пояснил, что если не прослеживается цепочка предприятий, объединение которых в холдинг позволит достичь максимального результата, то созданием холдинга лучше не заниматься. Глава министерства заметил, что существуют и другие структуры - консорциумы, концерны, в которых предприятия дополняют друг друга.
Но все это, по сути, госпредприятия, и, следовательно, квазирыночные структуры с весьма сомнительным уровнем эффективности. Министр остановил свой выбор на корпорации, т.е. на объединении с весьма неопределенными функциями. Однако мотивы данного решения изложил довольно путано. С одной стороны, он вроде бы имел в виду горизонтальную интеграцию, когда рассуждал об объединении в одно целое комплекса взаимосвязанных производственных предприятий под единым началом. Нечто вроде «Белнефтехима». Но в этом случае министру придется ограничиться курированием только архитектуры, поскольку с решением всех строительных задач в стране вполне справится созданная корпорация «Белцемент».
С другой стороны, министр хотел бы облегчить работу строителей на внешних рынках. Но в этом случае придется сформировать нечто вроде «Белорусской нефтяной компании» (БНК) или «Белорусской калийной компании» (БКК), которые давно уже специализируются на экспорте определенной продукции. Хотя справедливости ради стоит заметить, что когда мировая конъюнктура стала крайне неблагоприятной и объемы национального экспорта стали снижаться, то стало ясно, что пользы от гигантов-посредников как от козла молока. А для обслуживания потребностей только внутреннего рынка они вообще не нужны.
Например, в январе-мае 2013г. Беларусь увеличила экспорт калийных удобрений на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1597,3 тыс. т. Однако в связи с тем, что экспортная цена снизилась на 14,1%, экспорт калия в стоимостном выражении сократился за отчетный период на 10,6% по сравнению с январем-маем 2012г. Вот тут бы и вспомнить правительству о том, что страна живет и работает в год бережливости и где кроются большие резервы для сокращения управленческого персонала. Взяли бы и ликвидировали ненужную посредническую структуру, передав соответствующие функции концерну «Белнефтехим». Но не тут-то было.
СПРАВКА «БелГазеты». Со II квартала 2014г. начнет работать новая российско-белорусская посредническая структура «Союзкалий» (Soyuzkali GmbH), зарегистрированная в швейцарском кантоне Цуг и которой суждено стать новым единым каналом экспорта калийных удобрений, производимых в России и Беларуси. Но у правительства другие планы. Судя по заявлению первого вице-премьера Владимира Семашко, правительство хотело бы сохранить БКК, превратив ее в генеральный офис «Союзкалия» в Минске.
Кстати, калийное производство, так же как и нефтеперерабатывающая отрасль, входят в состав одного и того же концерна. Но роднит их не только иерархическая подчиненность. Так же как и производство калийных удобрений, нефтеперерабатывающая отрасль избавлена от забот об экспорте своей продукции. Этим занимается «Белорусская нефтяная компания», о результатах хозяйственной деятельности которой сказать что-либо сложно, поскольку никакой статистики или публикаций, свидетельствующих об убытках или доходах БНК, нам встречать не доводилось. Это к вопросу об эффективности. Но можно предположить, что посреднические структуры такого типа, организующие транснациональное движение денежных потоков, очень прибыльны. В отличие от белорусских НПЗ, результаты деятельности которых напрямую зависят от условий взимания экспортных пошлин или объемов российской нефти, поставляемой в республику по льготным ценам.
И что характерно: финансовая деятельность контор типа БНК или БКК - тайна за семью печатями даже для сотрудников Комитета госконтроля. Поэтому Минархитектуры и строительства следовало бы изучить именно этот передовой опыт управленческой модернизации, когда во имя высших государственных интересов создается непрозрачная структура, занимающаяся исключительно благородным экспортом, не отвлекаясь при этом на решение приземленных производственных задач. А иначе получится очередная корпорация по типу «Белнефтехима», в которой даже не скроешь убытки подведомственных предприятий.
Ведь именно такая проблема возникла сегодня перед тремя модернизированными цементными заводами. Согласно отчету об итогах хоздеятельности белорусских акционерных обществ в I квартале 2013г., самые худшие результаты в республике продемонстрировала строительная компания «Красносельскстройматериалы», получившая убытки в сумме Br43,34 млрд. (более $5 млн. в эквиваленте). У «Белорусского цементного завода» и предприятия «Кричевцементношифер» итог работы был несколько лучше. Их убытки ограничились суммами в $2,76 млн. и $2,62 млн. соответственно. Но эту неудачу следует расценивать как промежуточный результат модернизации, отражающий лишь производственно-технологические издержки. Теперь пора приступать к модернизации управления, вся прибыль от которой достанется «Белорусской цементной компании». Сплошной эффект и никакого позора.
Источник: