История:
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% акций).
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Ванинский морской торговый порт расположен в естественной глубоководной бухте Ванина (с координатами 49° 05' с. ш.; 140° 15' в. д.) на побережье Татарского пролива, в 400 километрах севернее Японии и в 120 километрах западнее острова Сахалин.
Предприятие находится в поселке Ванино, являющемся административным центром Ванинского района Хабаровского края и связанным с ближайшим крупным населенным пунктом — городом Советская Гавань — 32-километровой автодорогой.
Разница часовых поясов с Москвой составляет +7 часов.
Благодаря транзитному расположению на направлении Запад — Восток и наличию неосвоенных глубоководных бухт, Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел приобрел сегодня статус одного из наиболее перспективных мест для развития портовых мощностей на тихоокеанском побережье России.
Порт имеет выход на две крупнейшие отечественные железнодорожные магистрали — транссибирскую (через Хабаровск) и северный ход дальневосточной железной дороги — БАМ (через Комсомольск-на-Амуре). К преимуществам расположения Ванино относится его меньшее по сравнению с другими дальневосточными портами удаление по железной дороге до центральной части России, Сибири и богатой минеральными ресурсами зоны БАМа, а по морскому пути — до североамериканского континента.
Глубоководная бухта Ванина (названная в честь топографа И.К. Ванина) открыта в мае 1853 года. Освоение бухты началось лишь в 1939 году. Проявление интереса к дальневосточным землям со стороны государства было вызвано необходимостью решения таких стратегических задач как укрепление обороноспособности государства на восточных рубежах, открытие новых более коротких и выгодных путей для сообщения и снабжения, освоение и развитие богатейших полезными ископаемыми восточных и северо-восточных окраин России.
21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск –- Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. До первого августа 1945 года необходимо было открыть движение на линии от Комсомольска до бухты Ванина на шесть пар поездов в сутки и построить в бухте три ряжевых морских причала.
Официальная дата основания порта —18 октября 1943 года. В этот день Дальневосточным морским пароходством утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.
В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд.
В конце 1949 года Совет Министров СССР постановил разработать генеральную схему развития порта в бухте Ванина, а в апреле 1950 года решением правительства порт Ванино выведен из системы Дальстроя МВД СССР и передан Министерству морского флота.
К 1951 году был утвержден генеральный план развития порта, и все последующие годы порт активно развивался: в 1957 году приступил к отгрузке леса на экспорт в Японию, в 1959 году начал переработку и отправку грузов в пакетах и контейнерах. В этом же году были организованы регулярные судоходные линии между портом Ванино и портами Сахалина и Японии, начались регулярные рейсы в порт Магадан.
В 1960 году порт перешел на круглогодичную работу с использованием ледоколов. В начале шестидесятых годов был завершен полный комплекс застройки северо-западной части порта и создан второй грузовой район. После чего началось освоение юго-восточной части бухты, строительство третьего погрузрайона, специализирующегося на переработке леса.
Большое значение для улучшения производственно-финансовой деятельности порта имело внедрение научной организации труда и управления. Были разработаны новые технологические схемы обработки грузов. По итогам всесоюзного конкурса на лучшую научную организацию труда коллектив предприятия был награжден памятным дипломом ВЦСПС. А в 1971 году за досрочное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана и внедрение передовой технологии погрузочно-разгрузочных работ указом Президиума Верховного Совета СССР порт Ванино наградили орденом Трудового Красного Знамени.
В 1973 году вступила в работу железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск.
Весной 1974 года коллегия Министерства морского флота СССР отнесла порт Ванино к высшей категории. Он стал седьмым по значению портом Советского Союза.
В последующие годы порт активно наращивал грузооборот и в 1986 году, переработав 10 млн тонн грузов, стал первым среди портов Дальнего Востока.
Девяностые годы прошлого века стали тяжелым испытанием для порта. Было потеряно больше половины грузопотоков, в первую очередь за счет сокращения каботажных перевозок на Сахалин и Магадан. Общие потери грузов Дальневосточного Севера составили 6 млн. тонн.
В 1993 году предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа «Ванинский морской торговый порт».
В настоящее время годовой грузооборот ОАО «Порт Ванино» составляет 6,5 млн тонн.
Техническое оснащение:
Номер причала |
Длина, м |
Текущая глубина, м |
Специализация (грузы) |
Механизация (краны) |
Пирс № 3 |
сев. 149,70 южн.147,00 |
8,70–11,50 |
генеральные, пиломатериалы, рефрижераторные |
2 мк «Либхер», г/п 64 т, 40 т |
Причал № 5 |
106,50 |
9,55 |
уголь |
2 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 6 |
106,50 |
9,75 |
уголь |
пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 7 |
211,50 |
11,30 |
контейнеры, генеральные, черные металлы |
2 кп «КОНЕ» г/п 30,5 т, 1 мк «Либхер» г/п 64 т, 1 пк «Сокол» г/п 32 т 3 |
Причал № 9 |
150,00 |
9,20 |
лесные, алюминий |
1 пк «Сокол» г/п 32 т, 2 пк «Альбатрос» г/п 20 т |
Причал № 10 |
200,00 |
9,55 |
алюминий |
2 пк «Альбатрос» г/п 20 т, 1 пк «Ганц» г/п 6 т |
Причал № 11 |
150,00 |
9,55 |
алюминий, металлолом |
2 пк «Альбрехт» г/п 20 т, 1 пк «Ганц» г/п 6 т |
Причал № 12 |
200,00 |
9,55 |
алюминий, удобрения |
2 пк «Сокол» г/п 32 т, 1 пк «Ганц» г/п 6 т |
Причал № 15 |
150,00 |
9,75 |
лесные |
2 пк «Кондор» г/п 40 т, 1 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 16 |
150,00 |
9,75 |
лесные |
3 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 17 |
152,70 |
9,75 |
лесные |
1 пк «Кондор» г/п 40 т, 2 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 19 |
131,00 |
11,50 |
лесные, навалочные |
3 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 20 |
219,35 |
11,50 |
глинозем, лесные |
1 мк «Либхер» г/п 104 т, 1 пк «Кондор» г/п 40 т, 2 пк «Сокол» г/п 32 т |
Причал № 14, причал № 14а |
122,16 122,16 |
8,00–8,50 |
паромный комплекс |
паромный комплекс |
Сокращения:
г/п — грузоподъемность;
пк — портальный кран;
мк — мобильный кран;
кп — контейнерный перегружатель.
Порт перегружает практически все виды сухих грузов посредством портовых кранов и автопогрузчиков с использованием универсальных схем механизации грузовых работ.
В порту имеется около 60 рельсовых портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн и 4 мобильных портовых крана грузоподъемностью от 40 до 104 тонн.
Специальным контейнерным оборудованием оснащен причал № 7, глиноземным оборудованием — причал № 20. Причалы 14 и 14а образуют паромный комплекс, предназначенный для погрузки/выгрузки вагонов и автомобилей на морские паромные суда.
Автопарк порта насчитывает около 150 единиц техники, используемой на грузовых работах: вилочных и ковшовых погрузчиков, тягачей, манипуляторов.
Для вспомогательных, монтажных, строительных и других работ в порту также имеются автомобильные и гусеничные краны, экскаваторы, бульдозеры, тракторы.